Меню

Виды ремонта двигателей переменного тока

Ремонт машин переменного тока

Характеристика асинхронного электрического двигателя. Рассмотрение неисправностей электродвигателей и возможных причин их возникновения. Ознакомление с порядком предремонтных испытаний и технологией ремонта обмоток роторов, сердечников, щеткодержателей.

Рубрика Производство и технологии
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.06.2014
Размер файла 22,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

Ремонт машин переменного тока

Асинхронным называется эл. двигатель переменного тока, частота вращения ротора которого меньше частоты магнитного поля статора.

Статор асинхронного двигателя состоит из литой чугунной или алюминиевого сплава станины, сердечника и обмотки. Воздушный зазор между статором и ротором асинхронного двигателя должен быть предельно малым. Это необходимо, в частности для уменьшения реактивной мощности, потребляемой двигателем из сети. Устройство ротора асинхронного двигателя принципиально отличается от устройства роторов синхронных машин. По типу ротора асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным ротором. В станине 9 эл. двигателя с короткозамкнутым ротором размещен сердечник 10 из магнитной эл. технической стали. В пазах сердечника уложены катушки 8 обмоток и заклинены деревянными клиньями. Станина асинхронного двигателя отлита из чугуна или алюминиевого сплава и имеет на наружной поверхности продольные ребра 17 для увеличения площади охлаждения. В верхнее ребро станины ввернуто грузовое кольцо для подъема эл. двигателя. На валу 2 короткозамкнутого асинхронного двигателя расположен сердечник ротора 11 из листов стали с пазами, замкнутыми алюминием. С помощью заливки пазов алюминием образуется обмотка ротора «беличья клетка» с замыкающими кольцами 7 на торцах. Одновременно отливаются и и лопасти вентилятора 6. В процессе заливки пазов алюминием пакет сердечника сжимают прессом. Сердечник ротора двигателя небольшой мощности закрепляют на рифленой поверхности вала прессовой площадкой, а сердечники более мощных эл. двигателей — дополнительно шпонкой. На шейке вала посажены одинакового размера шарикоподшипники 5, имеющие установочные пружины 4 и защитные шайбы, исключающие попадания смазки внутрь двигателя. Опорой для подшипников являются два подшипниковых щита 1 и 13 одинаковой формы и размеров.

В более крупных асинхронных эл. двигателей на валу ротора устанавливают алюминиевый вентилятор 14 для забора воздуха окружающей среды и подачи его наружным поверхностям двигателя.

В некоторых сериях эл. двигателей (например АО2) установлен 2 вентилятор для отвода воздуха внутри станины и отвода теплоты от ее внутренних частей. Для защиты лопастей вентилятора установлен кожух 12 Вал соединяется с полумуфтой шпонкой 3. Для балансировки ротора применяют грузики 15, установленные на короткозамыкающем кольце 7. Подсоединение вводных проводов от электросети производят с помощью зажимов, установленных в коробке выводов 16, к которым подводят концы обмоток статора. асинхронный электродвигатель ремонт неисправность

Неисправности эл. двигателей возникают в результате износа деталей и старения материалов, а также при нарушении правил тех. эксплуатации. Причина возникновения неисправностей повреждений эл. двигателя различны. Нередко одни и те же неисправности вызываются действием различных причин, а иногда и совместным их действиями. Успех ремонта во многом зависит от правильного установления причин всех неисправностей поступающего в ремонт эл. двигателя. Повреждения эл. двигателя по месту их возникновения и характеру происхождения делят на электрические и механические. К электрическим относят повреждения изоляции или токопроводящих частей обмоток, коллекторов, контактных колец и листов сердечников. Механическими повреждениями считают ослабления крепежных соединительных резьб, посадок, нарушения формы и поверхности деталей, перекосы и поломки. Повреждения обычно имеют очевидные признаки или устанавливаются измерениями.

Неисправности часто можно установить лишь по косвенным признакам. При этом приходится не только проводить измерения, но и сопоставлять обнаруженные факты с известными из опыта и делать соответствующие выводы.

Неисправности эл. двигателей и возможные причины их возникновения.

Двигатель при включении в сеть не развивает номинальной частоты вращения, издает не нормальный шум, при проворачивании вала от руки работает неравномерно.

Возможен обрыв фазы при соединении обмоток статора звездой или двух фаз при соединении треугольником.

Наиболее вероятное место повреждений — межкатушечные соединения или окисления контактных поверхностей замыкающих колец (у двигателей с фазным ротором). Производят ремонт соединения, зачистку контактов, ремонт обмотки.

Ротор двигателя не вращается, сильно гудит, быстро нагревается до вышедопустимых температур.

Обрыв фазы обмотки статора.

Двигатель сильно гудит (особенно при пуске), ротор вращается медленно и работает устойчиво.

Обрыв фазы ротора.

Двигатель устойчиво работает при номинальной нагрузке на валу, с частотой вращения меньше номинальной, ток в одно фазе статора увеличен

Обрыв в одной фазе статора при соединении обмоток треугольником.

При работе эл. двигателя на холостом ходу наблюдаются местные перегревы активной стали

Замкнуты между собой листы сердечника статора из-за порчи межлистовой изоляции или выгорании зубцов при повреждениях обмотки.

Удалить заусенцы, обработав места замыкания острым напильником, разъединить листы и покрыть их лаком. При сильном выгорании листов- вырубить поврежденные места, между листами подложить тонкий эл. картон и пролакировать.

Перегрев обмотки статора в отдельных местах при несимметрии токов

Витковое соединение одной фазы в обмотке статора

Найти место повреждения обмотки и устранить замыкание.

Равномерный перегрев всего эл. двигателя

Неисправен вентилятор (система вентиляции)

Снять защитный кожух и отремонтировать вентилятор

Перегрев подшипников скольжения с кольцевой смазкой.

Одностороннее притяжение роторов из-за чрезмерной выработки вкладыша; плохое прилегание вала к вкладышу.

Перезолить подшипники скольжения.

Перегрев в подшипнике качения, сопровождающиеся ненормальным шумом.

Загрязнения смазки, чрезмерный износ тел качения и дорожек; неточная центровка валов

Удалить старую смазку, промыть подшипник и залить новую смазку. Заменить подшипник качения. Проверить установку подшипников и центровку машины с агрегатом.

Стук в подшипнике скольжения

Большой износ вкладыша

Стук в подшипнике качения

Разрушение дорожек или тел вращения

Предремонтные испытания. Для эл. двигателей, поступающих в ремонт, когда это возможно, следует проводить предупредительные испытания.

Объем испытаний устанавливают в каждом случае в зависимости от вида ремонта, результатов анализа карт осмотра и внешнего состояния эл. двигателя. Работа по предметному выявлению неисправностей машин называется дефектацией. Перед испытанием эл. двигатель подготавливают к работе с соблюдением всех требований правил технической документации: измеряют размеры зазоров в подшипниках и воздушные зазоры, осматривают доступные узлы и детали оценивают возможность их использования при испытаниях. Непригодные детали по возможности заменяют исправными (без разборки).

В асинхронных двигателях на холостом ходу измеряют ток холостого хода, контролируют его симметрию и оценивают визуально или с помощью инструментов все параметры, подлежащие контролю при эксплуатации.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов эл. оборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт. Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации.

Капитальный ремонт. Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП).

Обмотка эл. машины является основной ее частью. Надежность машин, главным образом, определяется качеством обмоток. Поэтому к ним предъявляются высокие требования электрической и механической прочности, влагостойкости и нагревостойкости. Обмоткой эл. машины является система проводников, соединенных между собой по определенной схеме и вложенных пазы сердечника. Обмотка состоит из витков, катушек и катушечных групп, проводники которых изолируют от корпуса машины корпусной изоляцией и друг от друга межвитковой изоляцией.

Виток обмотки состоит из двух последовательно соединенных между собой проводников, уложенных в два паза сердечника. Число витков обмотки определяется в зависимости от номинального напряжения машины, а площадь сечения их от мощности машины.

Иногда при ремонте обмоток эл машины приходится использовать имеющиеся провода взамен отсутствующих проводов требуемых марок и сечений. В этом случае намотку катушек вместо одного провода проводят двумя и более параллельными проводами, суммарное сечение которых эквивалентно расчетному сечению. Ремонт обмоток проводит обмотчик на обмоточных участках ЭРЦ, которые имеют готовые элементы обмоток, получаемые с заводов-изготовителей или изготавливаемые силами ЭРЦ. После определения характера неисправности обмоток приступают к их ремонту.

Ремонт обмоток статоров проводят в случаях старения изоляции, замыкания между проводам разных фаз и между витками одной фазы, замыкания обмотки на корпус, а также соединенных обмоток или секций. Объем ремонта зависит от общего состояния статора и характера неисправности. После определения неисправности статора выполняют частичный ремонт с заменой отдельных катушек обмотки или проводят полную перемотку.

Ремонт обмоток роторов. В асинхронных двигателях применяют сл виды обмоток: «беличьи клетки» с заливкой стержней алюминием или сваренные из медных стержней, катушечные и стержневые. Наиболее широко распространены «беличьи клетки», залитые алюминием. Обмотка состоит из стержней и замыкающих колец, на которых отлиты крылья вентиляторов.

Для удаления повреждения «беличьей клетки» используют выплавку ее или растворение алюминия в 50 %-ном растворе каустической соды в течение 2-3 часов. Заливают новую «беличью клетку» расплавленным алюминием при температуре 750-780 С. Ротор предварительно прогревают до 400-500 С во избежание преждевременного застывания алюминия. Если ротор перед заливкой спрессован слабо, то при заливке алюминий может проникнуть между листами железа и замкнуть их, увеличив потери в роторе от вихревых токов. Недопустима также и слишком сильная прессовка железа, так как могут произойти обрывы вновь залитых стержней.

Ремонт щеткодержателей заключается в проверке давления щеток на коллектор или контактные кольца, крепление щеткодержателей на кольцах, замене изношенных щеток.

Читайте также:  Ток называется постоянным если длина

Давление щеток на коллектор или контактные кольца измеряют пружинным динамометром, зацепляя его за рычаг щеткодержателя оттягивая вдоль оси щеток. При ослаблении крепления щеткодержателей на кольцах подтягивают болты, крепящие щеткодержатель. Проверяют и регулируют расстояние между нижней кромкой корпуса щеткодержателя и коллектором, так как при ослаблении крепления щеткодержатель может опуститься и корпус его может задевать за пластины коллектора. При ослаблении крепления щеточных канатиков ток пойдет через корпус щеткодержателя, что приведет к обгоранию обоймы щеткодержателя и снижению нажатия пружин. При износе щеток их заменяют новыми той же марки. Все щетки заменяют одновременно. Подшипники скольжения ремонтируют в тех случаях, когда происходит износ слоя баббита и образование больших зазоров между валом и вкладышем.

Ремонт сердечников. Типичными повреждениями сердечников эл. двигателей является: ослабление посадки сердечника на вал, ослабление общей прессовки сердечника статора, распушение (веер) крайних листов стали в зубцах верхних пакетов сердечника, местные выгорания коронок зубцов в результате действия электрической дуги, нарушение межлистовой изоляции. Электродвигатели с поврежденным сердечником (ослабление посадки на вал) ремонтировать экономически нецелесообразно.

При ослаблении общей прессовки сердечника дефект устраняют приспособлением, представляющим собой два прочных нажимных диска, накладываемых с обоих торцов сердечника на его нажимные шайбы и стягиваемых по оси статора с помощью шпилек с резьбой большого диаметра. После подпрессовки усадку длины сердечника заполняют новыми листами стали, отштампованными по форме старых, зажимают нажимной шайбой и фиксируют шпонками.

Распушение зубцов крайних листов устраняют заклиниванием, электросваркой или склеиванием. Клинья изготавливают по профилю зубца из текстолита толщиной 2-3 мм, промазывают клеем и забивают между нажимной шайбой и крайним листом так, чтобы торец клина, предотвращал его выпадение. Клин может быть установлен и между листами зубца.

Испытание электродвигателя после ремонта.

Типовые испытания проводятся по максимальной программе, приближенной к испытаниям новых электродвигателей. Это значительно способствует повышению эксплуатационной надежности отремонтированных машин. Они являются обязательными только для машин прошедших капитальный ремонт, в результате которого изменены номинальные параметры (вращающий момент, мощность, частота вращения).

При типовых испытаниях электродвигателей проводят ряд дополнительных испытаний. Для асинхронных двигателей — испытания при повышенной частоте вращения, на нагрев, определение коэффициентов полезного действия и мощности, определение коэффициента скольжения, испытания на кратковременную перегрузку по току, определение максимального вращающего момента, пускового тока и измерение вибраций.

Корпилов Ю.В., Крюков В.И. Обслуживание и ремонт электрооборудования промышленных предприятий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Устройство и принцип действия асинхронного двигателя АИР63А2. Структура электроремонтного предприятия. Основные неисправности и их причины. Порядок разборки и сборки асинхронного двигателя. Составление технологической карты капитального ремонта.

курсовая работа [167,8 K], добавлен 16.06.2015

Проектирование трёхфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 4А климатического исполнения «У3». Расчет геометрических размеров сердечников и обмоток. Магнитное напряжение зубцового слоя ротора и ярма статора, их индуктивные сопротивления.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 14.06.2009

Возможные неисправности и способы устранения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Охрана труда и экология конвертерного производства ЕВРАЗ НТМК. Технологическая карта ремонта и обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

реферат [277,5 K], добавлен 05.02.2014

Порядок и критерии определения размеров машин переменного тока. Конструкция изоляции обмотки статора. Короткозамыкающее кольцо ротора, его структура и назначение. Активные и индуктивные сопротивления обмоток. Круговая диаграмма и рабочие характеристики.

курсовая работа [3,7 M], добавлен 12.10.2011

Классификация и устройство стиральных машин барабанного типа. Причины неисправностей стиральных машин, особенности их ремонта. Оборудование, применяемое при ремонте стиральных машин. Конструктивные и режимные параметры стиральных машин барабанного типа.

курсовая работа [2,1 M], добавлен 23.01.2011

Синтез регуляторов системы управления для электропривода постоянного тока. Модели двигателя и преобразователя. Расчет и настройка системы классического токового векторного управления с использованием регуляторов скорости и тока для асинхронного двигателя.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 21.01.2014

Общее описание устройства дуговой электропечи переменного тока. Шихтовые материалы для печей переменного тока. Дуговые печи постоянного тока и их преимущество. Регуляторы электрического режима при плавке в ДСП. Основные тенденции развития дуговых печей.

курсовая работа [325,4 K], добавлен 17.04.2011

Источник

Виды ремонтов электродвигателей, сроки проведения и объемы.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-

предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два

вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт. Проводится с переодичностью (установленной главным

энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В

типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ:

наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и

при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт

вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка

сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов щеточного аппарата,

проверка состояния крепления лобовых обмоток, шлифования контактных колец и

коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток,

продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных

соединений, проверка защитного соединения, проведение профилактических

Капитальный ремонт. Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ)

или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального

ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя

также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех

узлов и деталей и их дефиктация, ремонт станин и подшипников щитов,

магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов,

коллекторов, устранения местных дефектов изоляции обмоток и соединений,

проведение послеремонтных испытаний.

Переодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами

технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом,

ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей

продолжительности работы электродвигателей и местных условий их

После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах

производят следующие дополнительные работы: выверка положения

электродвигателя, центровка и соосность валов электродвигателя и агрегата,

крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в

случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток

(частичная замена двухслойных обмоток статора нецелесообразна, так как при

этом повреждается изоляция исправных катушек).

Провода снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта,

используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и

механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки

проводов от их старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое

отделение остатков изоляции от проводов – волочением через деревянные или

текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на

При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода

прямоугольного сечения используют повторно. Изоляцию восстанавливают с

помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на 1:2 ширины

изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных

повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием

Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера

коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без

уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего

Сушка, пропитка и испытание обмоток. Изготовление обмотки статоров,

роторов и якорей подвергаются сушке в специальных печах и сушильных камерах

при температуре 105-120С. С помощью сушки из гигроскопических изоляционных

материалов (электрокартон, хлопчатобумажные ленты) удаляется влага, которая

препятствует глубокому проникновению пропиточных лаков в поры изоляционных

деталей при пропитке обмотки.

Сушку проводят в инфракрасных лучах специальных электрических ламп, или

с использованием горячего воздуха в сушильных камерах. После просушки

обмотки пропитывают лаками БТ-987, БТ-95, БТ-99, ГФ-95 в специальных

пропиточных ваннах. Помещения оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией.

Пропитка проводится в ванне, заполненной лаком и оборудованной подогревом

для лучшей проникающей способности лака в изоляцию обмотки провода.

С течением времени лак в ванне становится более вязким и густым, в связи

с улетучиванием растворителей лаков. В результате этого сильно снижается их

способность проникать в изоляцию проводов обмотки, особенно в тех случаях,

когда провода обмотки плотно уложены в пазы сердечников. Поэтому при

пропитке обмоток постоянно проверяют густоту и вязкость пропиточного лака в

ванне и периодически добавляют растворители. Обмотки пропитывают до трех

раз в зависимости от условий их эксплуатации.

Для экономии лака, расходуемого за счет прилипания к стенкам станины

статора, применяют другой метод пропитки обмотки с использованием

специального приспособления. Готовый к пропитке статор с обмоткой

устанавливают на крышку специального бака с лаком, предварительно закрыв

заглушкой коробку вывода статора. Между торцом статора и крышкой бака

прокладывают уплотнение. В центре крышки имеется труба, нижний конец

которой располагается ниже уровня лака в баке.

Для пропитки обмотки статора в бак по патрубку подается сжатый воздух

давлением 0,45 – 0,5 МПа, с помощью которого уровень лака поднимается до

заполнения всей обмотки, но ниже верхней части кромки станины статора. По

окончании пропитки выключают подачу воздуха и выдерживают статор примерно

40мин (для слива остатков лака в бак), снимают заглушку с коробки выводов.

После этого статор направляют в сушильную камеру.

Это же приспособление используют для пропитки обмоток статора под

давлением. Необходимость в этом возникает в тех случаях, когда в пазах

статора очень плотно уложены провода и при обычной пропитке (без давления

лака)лак не проникает во все поры изоляции витков. Процесс пропитки под

давлением заключается в следующем. Статор устанавливается как и в первом

случае, но сверху закрывается крышкой. Сжатый воздух подается в бак и

цилиндр, который прижимает крышку к торцу станины статора через

установленную прокладку уплотнения. Поворотная траверса, укрепленная на

Читайте также:  Регулировка тока в споттера

колонке, и винтовое соединение крышки с цилиндром позволяют использовать

это приспособление для пропитки обмоток статоров различной высоты.

Пропиточный лак в резервуар подается из емкости, расположенной в

другом, не пожароопасном помещении. Лак и растворители являются токсичными

и пожароопасными и в соответствии с правилами охраны труда работа с ними

должна проводиться в защитных очках, рукавицах, резиновом фартуке в

помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

После окончания пропитки обмотки машин сушат в специальных камерах.

Воздух, подаваемый в камеру принудительной циркуляцией, нагревается

электрическими калориферами, газовыми или паровыми подогревателями. Во

время сушки обмоток ведется непрерывный контроль за температурой в

сушильной камере и температурой выходящего из камеры воздуха. В начале

сушки обмоток температуру в камере создают несколько ниже (100-110с). При

этой температуре удаляются растворители из изоляции обмоток и наступает

второй период сушки – запекания лаковой пленки. В это время на 5-6 часов

повышают температуру сушки обмоток до 140с (для класса изоляции А). Если

после нескольких часов сушки сопротивление изоляции обмоток остается

недостаточным, то отключают подогрев и дают остыть обмоткам до температуры,

на 10-15С превышающей температуру окружающего воздуха, после чего вновь

включают подогрев и продолжают процесс сушки.

Процессы пропитки и сушки обмоток на энергоремонтных предприятиях

совмещены и, как правило, механизированы.

В процессе изготовления и ремонта обмоток машин проводят необходимые

испытания изоляции катушек. Испытательное напряжение должно быть таким,

чтобы в процессе испытаний выявлялись дефектные участки изоляции и не

повреждалась изоляция исправных обмоток. Так, для катушек напряжением 400В

испытательное напряжение недемонтированной из пазов катушки в течении 1 мин

должно быть равно 1600В, а после соединения схемы при частичном ремонте

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей напряжением 500В после

пропитки и сушки должно быть не менее 3Мом для обмоток статора и 2Мом – для

обмоток ротора после полной перемотки и 1Мом и 0,5Мом соответственно после

частичной перемотки. Эти значения сопротивлений изоляции обмоток

рекомендованы, исходя из практики ремонта и эксплуатации отремонтированных

20 разборака электродвигателей и выявление неисправностей
Капитальный ремонт электродвигателей необходимо производить на специализированных предприятиях.
При проведении текущего ремонта производится разборка электродвигателя и последующая частичная замена деталей пришедших в негодность. Рассмотрим порядок разборки и сборки асинхронного электродвигателя.
С вала электродвигателя с помощью винтового съемника необходимо снять шкив или полумуфту. Затем отверните болты, крепящие кожух вентилятора, и снимите кожух. При помощи винтового съемника отверните стопорный винт и снимите вентилятор. Если необходимо этим же съемником снимите подшипники с вала двигателя. Отвернув крепящие болты и гайки, снимите крышки подшипников. Выверните болты, крепящие подшипниковые щиты, снимите щиты легкими ударами молотка через деревянную прокладку. Для предупреждения повреждения стали и обмоток, в воздушный зазор поместите картонную прокладку, на которую опустите ротор.
Сборку электродвигателя производят в обратном порядке. После сборки электродвигатель необходимо опробовать. Проверните ротор рукой за шкив. Если сборка проведена правильно, то он должен легко вращаться. Установите двигатель на место, подключите к сети и проверьте его работу на холостом ходу. Затем соедините его с валом станка и снова проверьте.
Рассмотрим некоторые характерные неисправности асинхронных двигателей их выявление и устранение.
Двигатель не запускается, если отсутствует напряжение в сети, отключен автомат или перегорели предохранители. Наличие напряжения в сети можно проверить с помощью вольтметра переменного тока со шкалой до 500 В или низковольтным индикатором. Включите автомат или замените перегоревшие предохранители. Если перегорает один предохранитель, электродвигатель будет издавать характерное гудение.
Обрыв одной из фаз обмотки статора можно обнаружить при помощи мегомметра, предварительно освободив все концы обмоток двигателя. Если обнаружен обрыв внутри фазы обмотки двигатель необходимо отправить в ремонт.
Снижение напряжения на зажимах двигателя при его запуске допускается до 30% от номинального. Оно вызывается потерями в сети, малой мощностью трансформатора или его перегрузкой.
При снижении напряжения на зажимах электродвигателя произведите замену питающего трансформатора или увеличьте сечение проводов подводящей линии.
Отсутствие контакта питающей сети в одной из обмоток статора — выпадение фазы — приводит к увеличению тока в его обмотках и снижению числа оборотов. Если двигатель оставить работать на двух обмотках, он сгорит.
Кроме перечисленных выше электрических неисправностей в электродвигателях могут быть неисправности механического характера. Причиной чрезмерного нагрева подшипников может быть неправильная сборка подшипников, плохая центровка двигателя, загрязнение подшипников или большой износ шариков и роликов.

Источник

Виды и объемы ремонтов

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт

Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.

Капитальный ремонт

Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.

Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.

После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).

Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода — волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.

При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.

Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.

Источник

Ремонт электродвигателей переменного тока

В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово предупредительных ремонтов электрооборудования предусмотрено два вида ремонтов: текущий и капитальный.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
140448.51- КП. 2016.0452.00.00 ПЗ

Текущий ремонт: производится с периодичностью, установленной с учетом местных условий, для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации, в том числе в холодном или горячем резерве. Текущий ремонт является основным видом профилактического ремонта, поддерживающим на заданном уровне безотказность и долговечность электродвигателей. Этот ремонт производят без демонтажа двигателя и без полной его разборки.

Капитальный ремонт: Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт, как правило, производят в условиях специализированного электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). Разборка электродвигателя производится в порядке, обусловленном особенностями конструкции электродвигателей. Сборка электродвигателей после ремонта. Подшипники качения напрессовывают на вал ротора. Шариковые подшипники устанавливают целиком. У роликовых подшипников на вал насаждают внутреннее кольцо с телами качения. Внешнее кольцо устанавливают отдельно в подшипниковый щит. Внешнее кольцо устанавливают в посадочное гнездо подшипникового щита с подвижной посадкой (скользящей или движения). Перед сборкой посадочные поверхности протирают и смазывают. Внутренние крышки подшипников устанавливают на вал до посадки подшипников. Подшипники небольших размеров насаживают на вал в холодном состоянии.

Для посадки используют монтажную трубу, передающую ударные усилия запрессовки только на внутреннее кольцо подшипника. Для лучшего центрирования ударного усиления трубу снабжают медным кольцом и сферическим оголовком. Внутреннее кольцо подшипника должно плотно прилегать к заплечнику вала. Наружное кольцо должно легко вращаться вручную. Неразъемные вкладыши подшипников скольжения запрессовываются в посадочные гнезда подшипниковых щитов и фиксируются стопорным винтом. Следует заметить, что у подшипников типа 180000 (закрытых), применяемых в электродвигателях серии 4А, консервационную смазку удаляют обтирочным материалом, смоченным в ацетоне. Установить на вал внутреннюю крышку подшипника, смазать посадочное место на валу машинным или дизельным маслом и молотком с наставкой напрессовать подшипник на вал ротора. Перед напрессовкой подшипник нагреть, заполнить полость подшипника смазкой и заложить оставшуюся смазку в камеры подшипников. Полости подшипников

Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
140448.51- КП. 2016.0452.00.00 ПЗ

электродвигателей серии 4А с высотами вращения 112-280 мм заполняют смазкой ЛДС-2, серии 4А с высотами вращения 56-100 мм — смазкой ЦИАТИМ-221, а остальных электродвигателей — смазкой 1-13. Устранить дефект при собранном электродвигателе и снятой крышке щеточного устройства, для чего провести следующие операции и включить электродвигатель в сеть. Со стороны, противоположной щеточному устройству, приложить поочередно к каждому контактному кольцу изолированную планку с закрепленной на ней шлифовальной шкуркой и шлифовать поверхность колец до исчезновения следов пятен и мелких царапин и получения чистоты не ниже 8-го класса. Прошлифовать поверхность контактных колец на токарном станке при помощи суппортно-шлифовального приспособления или деревянной колодки, под которую положена шлифовальная шкурка. Биение проточенных и прошлифованных колец в радиальном направлении не должно превышать 0,06 мм, а в осевом — 0,1 мм. Снять поврежденную изоляцию с контактной шпильки ножом. Обмотать шпильку кабельной или телефонной бумагой до получения размеров шпильки с изоляцией электродвигателя 6-го габарита по ширине 12 и толщине 4 мм, а 7-го и 8-го габаритов — по ширине 16 и толщине 6 мм. При наматывании на шпильку первый и последний слои кабельной или телефонной бумаги смазать клеем БФ-2. Поверхность изоляции шпильки покрыть изоляционным лаком БТ-99 и просушить на воздухе в течение 3 ч.

Ремонт обмотки: Тщательно очистить место повреждения волосяной щеткой и обдуть сжатым воздухом. Покрыть место повреждения одним из лаков воздушной сушки (например, БТ-99) и просушить на воздухе в течение 3 ч.

Осторожно снять оборванную или ослабленную часть бандажей с лобовых частей обмотки. Бандажировать при помощи специального шила лобовую часть обмотки стеклянной лентой или стекло-чулком через один паз. При бандажировании обмоток с изоляцией класса А допускается применять тафтяную ленту. Покрыть бандажи лаком воздушной сушки (БТ-89 или др.) и просушить на воздухе в течение 3 ч. Изолировать поврежденные участки выводных проводов в полна хлеста тремя слоями изоляционной ленты. Снять бандаж с лобовой части обмотки на длине крепления заменяемого выводного провода. Отъединить поврежденный выводной провод от обмотки катушечной группы. Отрезать новый выводной провод марки ПРГ, ПЭГ, РКНМ, ЛПЛФ длиной, равной длине отъединенного провода. Надеть на один конец отрезанного провода линоксиновую трубку длиной 10-15 мм для маркировки вывода.

На этом же конце снять изоляцию с провода, зачистить токопроводящую жилу и залудить. При площади сечения провода 6 мм2 и более установить наконечник, обжать и пропаять припоем ПОС-30. При меньшей площади сечения провода залуженную часть скрутить в петлю и пропаять припоем ПОС-30. Зачистить второй конец выводного провода на длине 30-40 мм. Пропустить выводной провод через отверстия в коробке выводов и станины и надеть на него универсальные съемники: а — для съема подшипников; б — для съема подшипников захватом за кольцо; в — для полумуфт, шкивов, подшипников. Для этого применяют те же приспособления, что и при разборке но обеспечивают их обратное действие. При посадке вкладышей смазочные кольца в резервуаре щита располагают концентрично посадочному отверстию. Ротор вводят в статор, используя те же способы и приспособления, что и при выводе ротора. В подшипники качения закладывают смазку. Подшипниковые щиты устанавливают на подшипники, вал вывешивают и удаляют из-под ротора картонную прокладку. При установке на вал щитов с подшипниками скольжения смазочные кольца выводят из прорези вкладыша, чтобы не повредить их валом.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
140448.51- КП. 2016.0452.00.00 ПЗ

Совмещают риски на станине и щитах, крепят щиты к станине крепежными болтами. Подъемные приспособления снимают. Затем проверяют свободу вращения ротора и затягивают крепежные резьбы щитов. Устанавливают мелкие детали (фланцы, крышки) и заливают масло в подшипники скольжения. Напрессовывают на рабочие концы валов соединительные или передаточные детали (полумуфты, шкивы, тормозные диски, шестерни). От точной посадки соединительных деталей зависит успешность центровки вала электродвигателя с валом производственного механизма или с валом редуктора. После сборочных операций замеряют воздушные зазоры на обоих торцах машин в диаметрально противоположных точках окружности. При больших диаметрах ротора зазор измеряют в восьми точках окружности ротора. Отклонения воздушных зазоров от среднеарифметического должны быть не более 10%. Обкатку электродвигателя производят на холостом ходу, контролируя ток холостого хода, нагрев подшипников и шумы. Осевой разбег ротора определяют смещением вала вдоль оси до упора сначала в одну, а затем — в другую сторону при неподвижном роторе; осевой разбег ротора равен удвоенному осевому зазору. Односторонние осевые зазоры, которые должны быть одинаковыми, измеряют на холостом ходу. Для этого смазанный торец надежно укрепленного деревянного бруска упирают в торец вращающегося вала и смещают ротор до упора.

Ту же операцию проделывают с другого конца вала. В обоих случаях измеряют расстояние от риски до корпуса подшипника перед нажатием на вал и во время измерений; они должны быть равны соответствующим осевым зазорам. При невозможности измерения осевых зазоров на вращающемся роторе ориентировочно оценивают их по осевому разбегу ротора. Результаты измерения осевого зазора сравнивают с допустимыми значениями. После текущего ремонта, асинхронные электродвигатели подвергают следующим испытаниям: измеряют сопротивление изоляции статоров между отдельными обмотками и относительно корпуса ; испытывают повышенным напряжением частоты 50 Гц в течение 1 мин; проверяют междувитковую изоляцию на электрическую прочность; замеряют воздушные зазоры; обкатывают электродвигатель на холостом ходу; замеряют осевые зазоры в подшипниках скольжения или разбег ротора по оси.

Источник



Текущий и капитальный ремонт электродвигателя

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.

В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.

Текущий ремонт электродвигателя

При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.

Текущий ремонт электродвигателя

Так, при текущем ремонте:

  • очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
  • меняют – при необходимости – подшипники;
  • проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
  • восстанавливают изоляцию на выводных концах;
  • измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
  • проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
  • оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
  • проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
  • оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
  • проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
  • проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.

Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.

Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.

Капитальный ремонт электродвигателя

При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя

Так, при капитальном ремонте:

  • меняют обмотки – частично или полностью;
  • меняют вал ротора;
  • балансируют ротор;
  • меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
  • очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.

По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.

Плановый технический ремонт электродвигателя

Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:

  • покрытие обмоток лаком;
  • замена изоляции обмоток;
  • промывка металлических деталей машины и подшипников;
  • замена прокладок на подшипниковых щитах;
  • заварка и проточка заточек у щитов ЭД.

Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.

Плановый ремонт электродвигателяПериодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя

Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.

В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.

Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.

Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.

Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.

Источник