Меню

Троллейбус проверка утечки тока

Троллейбус проверка утечки тока

Устройство и эксплуатация троллейбуса


Наши дополнительные сервисы и сайты:

e-mail: office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru
icq: 613603564
skype: matrixplus2012
телефон +79173107414
+79173107418

г. С аратов

Просвещаемся Как правильно и быстро отмыть борта и днище катера от водорослей, тины, ракушечника, водного камня?

Каким средством отмыть катер от тины и водорослей

Купить химию для мойки бортов катеров и яхт

Удаляем быстро всю зелень и отложения с бортов катера и яхты

Где купить оптом химию, моющие средства для мойки катеров и яхт

Вот так с Фаворит-К для мойки катеров можно быстро и без особых усилий отмыть днище и борта катера от любых водных отложений. Читать далее про Фаворит-К.

Токи утечки

Высокое сопротивление изоляции электрических цепей троллейбуса обеспечивает не только безаварийную работу электрооборудования, но и безопасность пассажиров и обслуживающего персонала. В связи с тем что питание цепей троллейбуса осуществляется от контактной сети напряжением 600 В, всякое ухудшение или нарушение изоляции токоведущих частей может вызвать появление на корпусе троллейбуса некоторого потенциала по отношению к земле. Человек, стоящий на земле и касающийся металлических частей кузова, пропустит ток утечки через себя. Величина токов утечки зависит от потенциала на корпусе троллейбуса и может быть опасной для жизни человека.

Наиболее часто токи утечки возникают в сырую погоду, так как дождь, туман, мокрый снег значительно понижают сопротивление изоляции, особенно при попадании на токоведущие части грязи, медной и угольной пыли.

Контроль сопротивления изоляции обязателен при всех видах осмотра и ремонта. Для этого измеряют либо ток утечки с кузова троллейбуса на землю, либо сопротивление изоляции токопро-водящих цепей с помощью мегомметра. Ток утечки можно измерить быстрее, чем сопротивление изоляции, поэтому при ежесуточном контрольном осмотре эта операция обязательна.

Рис. 149. Принципиальная схема замера тока утечки с помощью миллиамперметра тА, токоограничивающего резистора R с кнопкой К и щупа Ш

Рис. 149. Принципиальная схема замера тока утечки с помощью миллиамперметра тА, токоограничивающего резистора R с кнопкой К и щупа Ш

Для измерения тока утечки используются магнитоэлектрические миллиамперметры с пределами измерения от 0 до 5мА или от 0 до 10 мА, причем шкала должна позволять отсчитывать ток утечки от 0,5 мА. При замере тока утечки оба токоприемника необходимо установить на плюсовой провод контактной сети, включить все высоковольтные и низковольтные цепи троллейбуса, чтобы провода и электроаппараты находились под полным напряжением относительно земли. Затем щупом прибора (рис. 149) касаются металлической части корпуса троллейбуса, свободной от грязи и краски. Отклонение стрелки миллиамперметра за ограничительную красную черту свидетельствует о наличии неисправности в электрических цепях троллейбуса. В этом случае кнопку К нажимать нельзя. Если стрелка отклонилась до ограничительной черты, то нужно нажать кнопку К и по шкале прибора определить истинное значение тока утечки. Допустимая величина тока утечки для троллейбусов, находящихся в эксплуатации, 3 мА, для новых или после капитального ремонта — 1 мА при номинальном напряжении сети. Общее сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм в сырую погоду. Ток утечки измеряется по приходе троллейбуса в парк (до осмотра) и перед выходом на линию.

Резистор R предохраняет индикатор от чрезмерных токов при плохом состоянии изоляции. Вольтметр позволяет корректировать показания миллиамперметра в случае отклонения напряжения контактной сети от номинального. В настоящее время в троллейбусных парках осмотровые канавы оборудуются специальными постами диагностики токов утечки ПСТ-1, ПСТ-2, ПСТ-3 со световой и звуковой сигнализацией. Токосъем производится автоматически: щуп касается металлических поверхностей движущегося троллейбуса. Сигнализатор выдает информацию о состоянии изоляции электрооборудования и тока утечки.

Пусковые и шунтовые реостаты, стеклообогреватели, печи, вспомогательные двигатели и индуктивный шунт изолированы от корпуса троллейбуса, поэтому ток утечки от этого оборудования проверяют, подключая щуп к их защитным кожухам.

На троллейбусе 9Тр-21 для проверки сопротивления изоляции имеется специальная розетка, установленная на приборном щитке водителя. Зажимы розетки обозначены А, В, С, D, Е, К. На крышке розетки помещена инструкция по измерению изоляции. При снятых токоприемниках и включенном выключателе 300 батареи сопротивление изоляции должно быть не ниже 0,6 МОм при теплом состоянии аппаратов троллейбуса и 3 МОм — при холодном состоянии. При включенном автоматическом выключателе, положении реверсора и нажатой ходовой педали измеряют следующие цепи: между зажимами А-К — общее сопротивление изоляции троллейбуса, между зажимами В-D и В-Е — соответственно сопротивление изоляции основания правого и левого токоприемников. При опущенной ходовой педали между зажимами Л-К измеряют сопротивление изоляции тягового двигателя, контроллера и пускотормозных реостатов. При включенных автоматическом выключателе, двигателе компрессора, отоплении и стеклообогреве, выключенном реверсоре и отпущенных педалях между зажимами В-К измеряют сопротивление изоляции цепи, состоящей из токоприемника, двигателя компрессора, отопления, стеклообогревателя и автоматического выключателя: между зажимами С-К — сопротивление якоря тягового двигателя, между Е-К и D-К- сопротивление основания соответственно правого и левого токоприемников по отношению к корпусу троллейбуса.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.

Источник

Троллейбус проверка утечки тока

3.8 Проверка работоспособности оборудования троллейбуса 42003А


3.8.1 Проверка сопротивления изоляции электрических цепей троллейбуса 42003А

ВНИМАНИЕ! ПРОВЕРКА СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ ПРИ ОПУЩЕННЫХ ТОКОПРИЕМНИКАХ И ВСЕХ ВКЛЮЧЕННЫХ ЭЛЕКТРОЦЕПЯХ.

Проверка сопротивления изоляции высоковольтных (далее — в/в) цепей от корпуса троллейбуса должна проводиться мегаомметром на напряжение 1000 В.

Проверка сопротивления изоляции между в/в и низковольтными (далее — н/в) цепями должна проводиться мегаомметром на напряжение 500 В.

Проверка сопротивления изоляции н/в цепей от корпуса троллейбуса должна проводиться мегаомметром на напряжение 500 В.

Проверка сопротивления изоляции стоек и поручней, входных ступеней и створок дверей должна проводиться мегаомметром на напряжение 500 В.

Для подключения мегаомметра к корпусам электрооборудования или троллейбуса использовать зачищенные или никелированные элементы корпусов, обеспечивающие электрический контакт с цепью мегаомметра.

Величина сопротивления изоляции по а)-е) должна быть согласно требованиям 1.2 настоящего руководства.

а) Проверка сопротивления изоляции в/в цепей от корпуса троллейбуса должна проводиться в следующем порядке:

1) замкнуть принудительно контакты контакторов КМ1 и КМ2 блока БКПП;

2) замкнуть принудительно контактор КМ1 блока БКЗ;

3) включить выключатели блока БЗ2;

4) измерить величину сопротивления изоляции между шунтом RS1 на блоке БКА и корпусом троллейбуса;

5) разомкнуть контакты контакторов блоков БКПП, БКЗ.

Примечание — Если далее будет проводиться проверка сопротивления изоляции между в/в и н/в цепями, то данный пункт не выполнять.

Читайте также:  Сопротивление проводника при переменном токе зависит от

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ТРОЛЛЕЙБУСА К КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНО ВКЛЮЧЕННЫХ КОНТАКТОРАХ.

б) Проверка сопротивления изоляции между в/в и н/в цепями должна проводиться в следующем порядке:

1) выполнить операции по а) 1)-3);

2) провода 106 (105), 101 снять с АБ, замкнуть между собой и заизолировать от корпуса;

3) отключить от соединителей ХР1, ХР2 и ХS3 пульта управления информационной системой (производства МЭМЗ) жгуты и в разрыв между соединителями пульта и жгутами установить технологические жгуты АКСМ.685621.013 и АКСМ.685621.014 (2 шт.).

Отключить от соединителей ХР2 и ХР3 пульта управления информационной системой (производства «Интеграл») и от соединителя ХР1 бегущей строки жгуты и в разрыв между соединителями пульта и жгутами установить технологические жгуты АКСМ.685621.015 и АКСМ.685621.016, в разрыв между соединителем бегущей строки и жгутом установить жгут АКСМ.685621.015;

4) измерить величину сопротивления изоляции между шунтом RS1 и проводом 101 н/в распределительного клеммника, расположенного возле блока БКА;

5) разомкнуть контакты контакторов блоков БКПП, БКЗ.

в) Проверка сопротивления изоляции н/в цепей от корпуса должна проводиться в следующем порядке:

1) выполнить операции по б) 2)-3) ;

2) измерить величину сопротивления изоляции между проводом 101 клеммника, расположенного под крышкой с правой стороны в кабине, и корпусом троллейбуса;

3) убрать технологические жгуты.

г) Проверка сопротивления изоляции между поручнями на входе возле дверей и корпусом троллейбуса должна проводиться в следующем порядке

1) присоединить одну клемму мегаомметра к корпусу троллейбуса;

2) установить на поручень обойму контактную 054.200-0000;

3) подсоединить вторую клемму мегаомметра к обойме контактной;

4) измерить величину сопротивления изоляции;

5) отсоединить клеммы мегаомметра, снять обойму контактную с поручня;

6) повторить операции по 1)-5), проверяя каждый поручень.

Примечание — Обойма контактная 054.200-0000, изготовитель УП «Белкоммунмаш».

д) Проверка сопротивления изоляции между входной ступенью в проеме двери и корпусом троллейбуса должна проводиться в следующем порядке:

1) установить пластину контактную 054.201-0000 на входную ступень дверного проема;

2) присоединить одну клемму мегаомметра к пластине контактной, вторую — к корпусу троллейбуса;

3) измерить величину сопротивления изоляции, снять пластину контактную с входной ступени;

4) повторить операции по 1) — 3), измеряя величину сопротивления изоляции входной ступени второй пассажирской двери.

Примечание — Пластина контактная 054.201-0000, изготовитель УП «Белкоммунмаш».

е) Проверка сопротивления изоляции между панелями дверей и корпусом троллейбуса должна проводиться в следующем порядке:

1) установить пластину контактную 054.201-0000 на панель первой пассажирской двери;

2) подсоединить одну клемму мегаомметра к пластине контактной, вторую — к корпусу троллейбуса;

3) измерить величину сопротивления изоляции;

4) отсоединить клеммы мегаомметра, снять пластину контактную с панели пассажирской двери;

5) повторить операции по 1) — 4), измеряя величину сопротивления изоляции панели второй пассажирской двери.

ж) Проверка сопротивления изоляции обмотки электродвигателя компрессора и корпусом электродвигателя компрессора (первая ступень), корпусом электродвигателя компрессора и корпусом троллейбуса (вторая ступень) должна проводиться в следующем порядке:

1) подсоединить одну клемму мегаомметра к одной из клемм фильтра А101 (расположен на крыше), другую — к корпусу электродвигателя компрессора;

2) измерить величину сопротивления изоляции;

з) подсоединить одну клемму мегаомметра к корпусу электродвигателя компрессора, другую — к корпусу троллейбуса;

4) измерить величину сопротивления изоляции.

Величина сопротивления изоляции каждой ступени должна быть не менее 5 МОм.

и) Проверка сопротивления изоляции между в/в цепями тягового двигателя и корпусом тягового двигателя (первая ступень), корпусом тягового двигателя и корпусом троллейбуса (вторая ступень) должна проводиться в следующем порядке:

1) подсоединить одну клемму мегаомметра к любой клемме на клеммной коробке тягового двигателя, другую клемму — к корпусу тягового двигателя;

2) измерить величину сопротивления изоляции;

3) подсоединить одну клемму мегаомметра к корпусу тягового двигателя, другую клемму

— к корпусу троллейбуса;

4) измерить величину сопротивления изоляции;

Величина сопротивления изоляции каждой ступени должна быть не менее 5 МОм.

к) Проверка сопротивления изоляции между головкой токоприемников и штангами (первая ступень), штангами и основанием токоприемников (вторая ступень), основанием токоприемников и корпусом троллейбуса (третья ступень) должна проводиться в следующем порядке:

1) удалить эмаль в следующих точках подключения мегаомметра:

— металлическая часть штанги возле головки токоприемника;

— болт держателя штанги;

— основание штанги в районе держателя;

— опора основания токоприемника;

2) подсоединить одну клемму мегаомметра к щеке головки токоприемника, другую клемму — к металлической части штанги возле головки токоприемника. Измерить величину сопротивления изоляции;

3) подсоединить одну клемму мегаомметра к болту держателя штанги, другую клемму -к основанию штанги в районе держателя. Измерить величину сопротивления изоляции;

4) подсоединить одну клемму мегаомметра к опоре основания токоприемника, другую клемму — к корпусу троллейбуса. Измерить величину сопротивления изоляции.

Величина сопротивления изоляции каждой ступени должна быть не менее 5 МОм.

3.8.2 Проверка токов утечки троллейбуса 42003А

ВНИМАНИЕ! ПРОВЕРКУ ВЕЛИЧИНЫ ТОКОВ УТЕЧКИ ПРОВОДИТЬ ПОВЕРЕННЫМ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ПРИБОРОМ.

Проверка токов утечки должна проводиться в следующем порядке:

— провести организационно-технические мероприятия, исключающие возможность прикосновения персонала к корпусу троллейбуса во время проверки;

— установить троллейбус на площадке, обеспечивающей электрическую изоляцию колес от токопроводящих элементов, соединенных с землей. Поставить троллейбус на стояночный тормоз, открыть первую пассажирскую дверь;

— подключить одну клемму миллиамперметра к зачищенной или к металлической никелированной части корпуса троллейбуса;

— подключить вторую клемму миллиамперметра к поверенному контуру заземления.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ В КАЧЕСТВЕ КОНТУРА ЗАЗЕМЛЕНИЯ ОТОПИТЕЛЬНУЮ, ВОДОПРОВОДНУЮ И ГАЗОВУЮ СИСТЕМЫ.

— установить оба токоприемника на контактный провод плюс 550 В;

— выключатель зажигания на рулевой колонке установить в положение I;

— включить АБ и выключатели блока БЗ2;

— включить переключатель 550 В на пульте водителя;

— измерить по миллиамперметру ток утечки, величина которого должна быть согласно требованиям 1.2 (см. примечание);

— установить все органы управления в отключенное положение, снять токоприемники с контактной сети.

Источник

Для водителя троллейбуса по работе с прибором СКТУ

(бортовая система контроля тока утечки)

Перед началом смены необходимо убедиться, что оба щупа (устройства касания СКТУ с поверхностью дороги) надежно (с достаточным запасом) касаются дорожного покрытия. Работа водителя с СКТУ в этом случае заключается в периодическом наблюдении за соответствующими индикаторами на панели управления.

Читайте также:  Мощность потребителя в цепи переменного тока

При включении питания СКТУ должны последовательно загореться и погаснуть индикаторы зеленого цвета «НОРМА», желтого цвета «ПОРОГ» (означает наличие тока утечки от 2-х до 3-х мА), и красного цвета «АВАРИЯ», (ток утечки равен 3-м мА и более), при этом включение индикатора «АВАРИЯ» сопровождается выдачей звукового сигнала зуммера, встроенного в прибор. После этого вновь должен загореться индикатор «НОРМА». Таким образом прибор СКТУ осуществляет автоматически режим самоконтроля.

Постоянно должен гореть индикатор «НОРМА». Если загорается индикатор желтого цвета (постоянно или периодически), то это означает наличие в троллейбусе тока утечки от 2-х до 3-х мА, движение может быть продолжено. Если иногда на несколько секунд загорается, а затем гаснет индикатор красного цвета «АВАРИЯ» (при этом включается звуковой сигнал), означающий наличие тока утечки в 3 мА и более, то следует продолжать движение по маршруту, отметив в бортовом журнале необходимость проверки троллейбуса по току утечки в парке стационарными средствами. Если индикатор «АВАРИЯ» зажегся и горит постоянно и выдается звуковой сигнал, то это означает превышение током утечки допустимого значения (3 мА) и водитель должен действовать в соответствии с п. 4.18 должностной инструкции водителя троллейбуса.

В таком случае, если свечение индикатора «АВАРИЯ» и, соответственно, звуковой сигнал носят пульсирующий характер (около 1гц), то это означает появление на корпусе троллейбуса высокого напряжения (выше 400 В) и водитель также должен действовать в соответствии с п. 4.18 должностной инструкции водителя троллейбуса.

Примечание: В троллейбусах, оборудованных устройством ГШУ с управлением от прибора СКТУ, в случае аварийной ситуации (ток утечки выше 3 мА), в течение 15 секунд происходит принудительное опускание штанг токоприемника по сигналу управления от СКТУ. Для снятия этого сигнала необходимо выключить и вновь включить бортовую сеть =24В.

Приложение №7
к Должностной инструкции водителя троллейбуса Санкт-Петербурга

ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ

1.1. К подвижному составу специального назначения относятся: грузовые, учебные, экскурсионные, служебные троллейбусы и троллейбусы, следующие по специальному наряду.

1.2. К работе в качестве водителя троллейбуса специального назначения допускаются лица, прошедшие обучение в установленном порядке и имеющие свидетельство о присвоении квалификации водителя троллейбуса, удостоверение водителя на право управления троллейбусом, выданное ГИБДД МВД Российской Федерации, удостоверение о присвоении 3 группы по электробезопасности при работе в электроустановках до 1000 В, прошедшие медицинский осмотр и стажировку на троллейбусах специального назначения в установленном объеме.

1.3. Водитель грузового троллейбуса должен знать устройство грузоподъемных средств и выполнять требования:

— должностной инструкции водителя троллейбуса Санкт-Петербурга;

— настоящей инструкции и инструкций смежных профессий;

— порядка производства работ на специальном подвижном составе, утвержденного руководителем предприятия;

— порядка приемки специального троллейбуса, утвержденного руководителем предприятия;

— должностной инструкции сопровождающего водителя лица;

— правила безопасной эксплуатации грузоподъемных и транспортных средств;

— правила по охране труда при погрузочных работах и размещении грузов.

1.4. При наличии сопровождающего лица водитель троллейбуса является старшим в бригаде.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

2.1. Явка на работу и подготовка к работе водителя осуществляется в соответствии с ДИ водителя троллейбуса Санкт-Петербурга.

2.2. Перед началом работы водитель должен ознакомиться у диспетчера парка с закрытиями на трассах троллейбусного движения, после чего расписаться в журнале закрытий.

2.3. Подготовка к работе троллейбуса и его экипировка осуществляется в соответствии с требованиями ПТЭ троллейбуса и порядком приёмки троллейбуса.

2.4. Перед выездом с территории предприятия водитель обязан ознакомить сопровождающего с содержанием работы и особенностями маршрута.

Источник



Г. П. Николаевым типовая инструкция по обеспечению электробезопасности троллейбусов

3.1.1. Диэлектрические перчатки и галоши должны быть сухими и чистыми.

3.1.2. Водителю категорически запрещается заменять предохранители высоковольтных цепей и ремонтировать электрическую аппаратуру при поставленных на контактные провода токоприемниках и без диэлектрических перчаток.

3.1.3. Водителям эксплуатировать троллейбус при токе утечки более 3 мА (1,5 мА — при изолированной системе). При токе утечки более 3 мА и невозможности устранения причин утечки троллейбус должен быть отправлен в депо на буксире.

3.1.4. По прибытии в депо водитель обязан сообщить приемщику об обнаруженной утечки тока, вывесить на троллейбус трафарет «Токоутечка» и сообщить об этом дежурному ремонтному персоналу.

3.1.5. Водителям троллейбусов запрещается поручать кому-либо перестановку (установку) токоприемников, кроме водителей других троллейбусов, ревизоров движения и работников бригады скорой технической помощи.

3.1.6. Запрещается заменять и наращивать веревку токоприемника проволокой или другими токопроводящими материалами.

3.1.7. При обрыве контактного провода водитель обязан:

— находиться не ближе 5 метров от оборванного провода;

— не допускать посторонних лиц в зону упавшего провода, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности;

— вызвать скорую техническую помощь (сообщить линейному ревизору) и до их прибытия не покидать места аварии.
3.2. Способы линейного контроля тока утечки.

3.2.1. Линейный контроль тока утечки желательно осуществлять с помощью бортовых сигнализаторов токов утечки, а при отсутствии их — на конечных пунктах маршрутов с помощью специальных устройств или магнитоэлектрического миллиамперметра с диапазоном измерения 0-10 мА, классом точности не ниже 1,5 подключенного между кузовом троллейбуса и заземлителем, и вольтметром до 1000 В для измерения напряжения контактной сети в момент отсчета тока утечки. (См. приложение 4)

Допускается на конечных пунктах производить определение тока утечки с кузова троллейбуса на землю с помощью специальных устройств и аппаратов. При этом применяемые приборы, устройства и аппараты должны иметь отметку о прохождении метрологической поверки и быть аттестованными, пользование ими должно осуществляться в соответствии с инструкцией изготовителя.

3.2.2. При изолированной системе электроснабжения или в случае, если возможен въезд троллейбуса на участок, питаемый от изолированной системы, применение бортовых сигнализаторов с входным сопротивлением менее 200 кОм категорически запрещается.
3.3. При обнаружении тока утечки, свидетельствующем о нарушении изоляции, водитель обязан:

а) остановить троллейбус у тротуара в месте, удаленном от остановки;

Читайте также:  Зачем нужен генератор постоянного тока

б) отключить автоматический выключатель и с помощью дистанционного управления штангоуловителем опустить токоприемники;

-несколько раз предупредить пассажиров об опасности выхода из троллейбуса;

-надеть диэлектрические перчатки;

-открыть переднюю дверь;

-выпрыгнуть из троллейбуса;

-опустить вручную токоприемники и завести штанги за лиры;

в) открыть двери и высадить пассажиров;

г) вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса в депо для ремонта.

3.4. Порядок контроля изоляции троллейбуса на конечном пункте (выполняется аттестованным слесарем электриком, имеющим разрешение руководителя предприятия на проведение таких работ):

— после высадки пассажиров подвести троллейбус к специальному контрольному пункту;

— спереди и сзади троллейбуса установить переносные ограждения с надписью:

СТОЙ — ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!;

— при необходимости установить и боковые ограждения;

— поставить обе штанги на плюсовой контактный провод;

— присоединить провод щупа к заземлителю и зафиксировать щуп на неизолированном месте корпуса (например на бампере);

— включить все в/В вспомогательные цепи и установить контроллер на маневровую позицию;

— снять показания контрольного устройства с учетом поправки (см. Приложение 4);

— в случае повышенного тока утечки троллейбус направить в депо на ремонт с помощью буксира.

3.5. В качестве заземления могут быть использованы специальный контур заземления, естественные заземлители (например оболочки кабелей, проложенных в земле), а при их отсутствии — искусственный заземлитель (стальной стержень диаметром 12-15 мм или уголок 40х40 мм длиной 4-5 м, забитый в грунт).

3.5.1. Контроль тока утечки при отсутствии бортового сигнализатора рекомендуется производить на конечных станциях при каждом оборотном рейсе в дождливую погоду и через каждые 4-5 часа — в сухую погоду.

(рекомендуемое)
Форма журнала контроля токов утечки при ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, КР

(рекомендуемое)
Форма журнала проверки изоляции при ТО-1

(рекомендуемое)
Форма журнала проверок изоляции при ТО-2, ТР, КР

(рекомендуемое)
Протокол испытания электрической прочности изоляции

Приложение 4.
Требования к устройствам для контроля токов утечки
1. Устройства стационарные для контроля токов утечки в депо или на конечных станциях в качестве испытательного напряжения могут использовать напряжение контактной сети или напряжение 600 В постоянного тока от автономного источника. В случае использования напряжения контактной сети в качестве испытательного следует вносить соответствующую поправку к измеренной величине тока утечки, используя формулу:

где: IУ — величина тока утечки (мА), приведенная к напряжению 600 В;

IмА — ток утечки по показаниям миллиамперметра, мА;

UН — номинальное напряжение контактной сети, равное 600 В;

U — напряжение контактной сети по показанию вольтметра, В.

При отсутствии специальных устройств для измерения тока утечки в депо и на конечных станциях рекомендуется использовать измерительную схему, представленную на рис.П1. Контактная щетка (щуп) Щ касается кузова троллейбуса, установленного на специальном контрольном посту. Ток утечки протекает по цепи: контактная щетка Щ — резистор R — миллиамперметр мА — заземлитель. Резистор R защищает миллиамперметр от чрезмерного тока при плохом состоянии изоляции. Для определения величины тока утечки необходимо нажать кнопку К, что подсоединяет миллиамперметр к кузову троллейбуса.
Рис. П1.

Принципиальная схема измерения тока утечки.

2. Бортовые устройства контроля тока утечки, устанавливаемые на троллейбусах, должны удовлетворять следующим требованиям:

2.1. Подключение устройства к схеме троллейбуса не должно увеличивать ток утечки с кузова троллейбуса.

2.2. Показания устройства для контроля тока утечки, установленного на данном троллейбусе не должны находиться в зависимости от состояния изоляции (величины тока утечки) других троллейбусов, находящихся на том же участке контактной сети.

2.3. Устройства, предназначенные для использования при питании троллейбусов от систем электроснабжения с заземленным отрицательным полюсом, подключаемые между кузовом троллейбуса и минусовой цепью силовой схемы троллейбуса, должны иметь автоматическое устройство, компенсирующее падение напряжения в отрицательном проводе контактной сети.

2.4. Устройства, подключаемые между корпусом троллейбуса и минусовой цепью силовой схемы троллейбуса, применять при питании троллейбуса от системы электроснабжения с изолированными полюсами запрещается.

2.5. Бортовые устройства должны иметь звуковую сигнализацию о появлении опасного тока утечки, а также световой или стрелочный индикатор.

2.6. Техническое обслуживание и проверка приборов и сигнализаторов должна производиться в соответствии с требованиями изготовителя.

Приложение 5
Перечень приборов, которые используются транспортными предприятиями для замера сопротивления изоляции и контроля токов утечки.
1. г. Барнаул

1.Прибор УКЧ-3П, представляющий собой переносное устройство, состоящее из щупа и миллиамперметра.

2.Стационарный прибор СТУ, расположенный при въезде на ремонтные канавы.

1.Пороговый сигнализатор токов ПСТ-4 (2шт.);

2.Стационарный прибор для контроля тока утечки, изготовленный нашим предприятием (1шт.);

3.Миллиамперметр 4 мА.

Контроль токов утечки во всех троллейбусных депо и на конечных пунктах маршрутов ведется на контрольных постах миллиамперметром со шкалой от 0 до 10 мА методом и по схемам, изложенным в действующей инструкции.

Устройство представляет собой преобразователь напряжения 24/600 В постоянного тока оснащено защитой от КЗ, устройством защитного отключения для безопасности работы обслуживающего персонала и измерительного блока с интегральной шкалой прибора 5мА, 10мА, а также оснащен блоком самопроверки. Переносное устройство питается от бортовой сети троллейбуса напряжением 24В и используется для контроля токов утечки при ремонтах и обслуживаниях в условиях депо, а также на конечных станциях при обслуживании троллейбусов на линии.

5. г. Ростов на Дону

1.Троллейбусные депо используют следующее оборудование для контроля за токами утечки:

— стационарное устройство в проеме выездных ворот со щупом, касающимся корпуса троллейбуса при выпуске на линию. Если ток утечки на корпусе превышает норму, срабатывает свето-звуковая сигнализация.

— стационарное устройство на территории ремиза, оборудованное вольтметром (показывает напряжение на корпусе троллейбуса), миллиамперметром (показывает ток утечки с корпуса) и щупом.

— переносной прибор УКИЗП-230.00.000 ТО, производства НИКТИ ГК г. Киева со щупом и миллиамперметром со шкалой 10 МА.

1. На всех конечных станциях внедряется автоматическая система контроля тока утечки после каждого оборотного рейса троллейбуса. Для этих целей используется стационарный пороговый сигнализатор ПСТ-4.

2. Троллейбусные парки дополнительно приобрели ручные и стационарные приборы по контролю и замерам токов утечек. (УКИ-ЗП, УКТУ-232 г. Киев, ИТУ-2 г. С.Петербург).

Источник