Меню

Ток подмагничивания магнитофона регулировка

Основы электроакустики

Как уже отмечалось, современные магнитофоны ведут запись с применением ВЧ-подмагничивания. Однако выбор тока подмагничивания оказывается довольно проти­воречивым. Так, оптимальный ток подмагничивания (да­ющий максимальную отдачу ленты при почти минимальных нелинейных искажениях) отличается на разных частотах. А на высоких частотах он заметно меньше, чем на средних и низких частотах. Это легко понять физически — сами высокочастотные составляющие спектра являются как бы дополнительным ВЧ-подмагничиванием. Обычно ток под­магничивания выбирают оптимальным для средних частот, поскольку чувствительность уха к ним наиболее высо­ка Но тогда этот ток становится не оптимальным для высоких частот, что ухудшает АЧХ магнитофона и перегрузочную способность лент на высоких частотах. Этот недостаток особенно чувствителен при малых скоростях протяжки ленты, что и характерно для кассетных магнитофонов.

Система Dolby HX Pro — это профессиональная система увеличения отдачи лент на высоких частотах. При ней применяется автоматически регулируемый ток ВЧ-под­магничивания. Если в спектре записываемого сигнала много ВЧ-компонентов, то ток подмагничивания для них уменьшается автоматически до оптимального.

Система Dolby HX Pro дает поразительные результа­нт — при ней качество звучания кассетного магнитофона становится таким же, как у хорошего катушечного магнитофона с гораздо большей скоростью перемещения ленты. Обычно всегда приглушенные высокие частоты как бы прорезываются и звучат чисто и натурально. Автоматическая оптимизация тока подмагничивания на несколько децибел увеличивает и общую отдачу ленты. Уменьшается присущее магнитным лентам насыщение остаточной намагниченности на высоких частотах. Разумеется, больше всего динамический диапазон записи возрастает на высоких частотах. В системе Dolby НХ Pro динамическое подмагничивание осуществляется раздельно по левому и правому стереофоническим каналам с учетом своего спектра сигналов в каждом канале.

Важно отметить, что в отличие от систем шумоподав­ления, описанных ранее, записанные в системе Dolby НХ Pro кассеты можно без каких-либо ограничений и настро­ек проигрывать на обычных магнитофонах без этой систе­мы. При этом повышенное качество воспроизведения сохраняется. Поэтому эта система, несмотря на свою сложность, широко применяется в высококачественных магнитофонах и деках.

В период бурного развития кассетных магнитофонов был предложен и ряд других систем подавления шумов. Однако сейчас они почти все забыты или стали не более чем экзотикой. Лишь системы Dolby В, С и S стали признанным во всем мире стандартом.

Инженером датской фирмы B&O Юргеном Енсеном было введено понятие «активное подмагничивание», означающее сумму «обычного» тока высокочастотного подмагничивания с током записи, «взвешенным» фильтром верхних частот с частотой среза, равной верхней граничной частоте канала записи и крутизной спада АЧХ 6 дБ/октаву. Другими словами, под активным подмагничиванием понимается сумма всех токов через головку записи, взвешенных частотной характеристикой. «Взвешивание» отображает факт, что более высокочастотные составляющие сигнала записи при равной амплитуде обладают большим подмагничивающим эффектом, чем менее высокочастотные. Завершает схему петля авторегулирования для активного подмагничивания, и Dolby HX Pro (созданная Енсеном при содействии Dolby Laboratories Inc.) — готова. Алгоритм работы системы можно записать в виде уравнения, основанного на поддержании постоянства суммы Iз (f/fв) + Iп где Iз и f – ток и частота сигнала записи, Iп – ток высокочастотного подмагничивания. Однако, при эксплуатации различных магнитофонов, оснащённых Dolby HX Pro, в работе системы открылась неприятная особенность. Так, например, в магнитофоне Akai GX-95 (в котором есть возможность Dolby HX Pro отключить и сравнить два режима — с ней, и без неё), несмотря на состояние переключателя Dolby HX Pro, работа системы практически не влияет на качество записи. Также и в Денон DR-M30, Sony TC-R502ES, etc. Напротив, в Люксман К106, Пионер CT-X540WR, эффективность Dolby HX Pro достигает 5. 8 дБ. В чём причина этакой подковыки? Этим вопросом задался Николай Сухов. Детально исследовав работу системы, инженер установил, что отмеченный недостаток обусловлен маленькой, но существенной ошибкой в определении алгоритма работы Dolby HX Pro, основанной на неверном определении понятия «активного» подмагничивания. В различных аппаратах, после экспериментальных измерений было установлено, что зачастую снижения тока подмагничивания при разных уровнях записи в зависимости от частоты сигнала записи явно недостаточно, для компенсации возникающей при таких уровнях нелинейности магнитной ленты на частотах 10…15 кГц. С помощью выработанной Н. Суховым оптимальной модуляции тока подмагничивания (автор САДП использовал теоретические представления с данными сложных экспериментов) Система Адаптивного Динамического Подмагничивания принципиально отличается от Dolby HX Pro более «весомым» и регулируемым в зависимости от параметров магнитной головки вкладом высокочастотных составляющих тока записи в общее «эффективное» подмагничивание, что приводит к более глубокой модуляции тока высокочастотного подмагничивания. Подбором коэффициента К удалось получить оптимальный режим подмагничивания для любых существующих магнитных головок: Iп.эфф. = Iз(f/fв)K + Iп где К – параметр конструкции головки записи, зависящей от соотношения номинальных токов записи и подмагничивания (К

1,7-4). (Положив в формуле К = 1, мы получим алгоритм работы Dolby HX Pro.). Ответ прост. Ну конечно — головки! Соотношения между токами подмагничивания и записи у магнитных головок разных типов существенно отличаются. С учётом этого становится понятной неоднозначность эффективности Dolby HX Pro: алгоритм её работы независим от соотношения Iп.опт./Iз.ном., поэтому естественно, что в разных головках равному повышению уровня тока записи в децибелах соответствует различный его вклад в «активное» подмагничивание по Енсену.

Источник

Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»

Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

ПРИ НАСТРОЕННОМ КАНАЛЕ ВОСПР!

НАСТРОЙКА ТОКОВ ПОДМАГНИЧИВАНИЯ.

Из инструкций по ремонту:(буду придерживаться этой методы).
1. Подать на вход ЗС сигнал 400Гц(1000Гц?) напряжением 50мВ. (-20дБ, если 500мВ-это 0дБ-ТАК?)
2. Регуляторами уровня записи установить на лин.выходе 50мВ, ТАК?
3. Включить режим ЗАПИСЬ по обоим каналам
4. Подстроечниками на плате ГСП для левого и правого канала установить величину тока подмагничивания при котором выходное напряжение на частоте 400гЦ(1000гЦ) было в пределах 0-1дБ(ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ СР.ПОТОЛОЧНОЕ-Я ТАК ПОНИМАЮ? ИЛИ ВСЕ ТАКИ 500мВ?)
5. То же самое сделать на частоте 4000гЦ.ТАК?
6. Настройку производить для ск.9-19.
7. Затем снимаем АЧХ канала записи , подавая ряд частот от 22 до 22000гЦ, ТАК?

НАСТРОЙКА КАНАЛА ЗАПИСИ.
1. Подаем на вход ЗС сигнал 1000Гц , напряжением 500мВ, ТАК?
2. Включить режим записи по обоим каналам. регуляторы уровня записи в 0. ТАК?
3. Подстроечниками на плате УЗ установить напряжение линейного выхода 500мВ, ТАК? ИЛИ КАКОЕ ДРУГОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ НАДО УСТАНАВЛИВАТЬ?
Что соответствует рабочему уровню записи.
В инструкции по ремонту маг.Ростов-105, значение напряжения линейного выхода установить 310мВ(при это имеется в виду, что при воспроизведении ленты(КАКОЙ?), напряжение на линейном выходе 500мВ))

Читайте также:  Сила тока в процессорах

СРАЗУ РЯД ВОПРОСОВ:

1. по п.4-Ток подмагничивания: КАКОЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, КОГДА ПОДСТРОЕЧНИКАМИ НА ПЛАТЕ ГСП ИНДИКАТОРЫ ВЫВЕЛИ В 0?
2. по п.3-Настройка канала записи-СОБСТВЕННО ТАМ УЖЕ ЕСТЬ ВОПРОС.

Почему возникли эти вопросы:
И здесь на форуме и на других форумах и сайтах разные методы и разные величины настроечных значений приводятся, поэтому общей линии настройки я не мог увидеть.

Где то проскакивала информация(или рекомендация), что ГЗ можно отстроить по ЛИМ перепаяв на ГВ. Это можно применять?(Индуктивность-то разная)

Жду помидоров, ну и всего всего прочего.

Аватара пользователя

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

#4 Непрочитанное сообщение fireproof » 23 окт 2014, 20:53

Аватара пользователя

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Из инструкций по ремонту:(буду придерживаться этой методы).
1. Подать на вход ЗС сигнал 400Гц(1000Гц?) напряжением 50мВ. (-20дБ, если 500мВ-это 0дБ-ТАК?)
— не так
Сначала выставляют по индикатору на 0дБ, а затем делителем делишь напряжение в 10 раз (не нужно привязываться к конкретному значению напряжения)

А для всего этого необходимо выполнить п.0 — откалибровать на 0дБ индикаторы при воспроизведении номинального сигнала по измерительной ленте (ну или записать такую ленту с генератора 400Гц по уровню 0дБ на настроенном другом аппарате)

2. Регуляторами уровня записи установить на лин.выходе 50мВ, ТАК?
— это совершенно не нужно (см п.1)

3. Включить режим ЗАПИСЬ по обоим каналам — это уж обязательно.

4. Подстроечниками на плате ГСП для левого и правого канала установить величину тока подмагничивания при котором выходное напряжение на частоте 400гЦ(1000гЦ) было в пределах 0-1дБ(ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ СР.ПОТОЛОЧНОЕ-Я ТАК ПОНИМАЮ? ИЛИ ВСЕ ТАКИ 500мВ?)
— этот неверно

5. То же самое сделать на частоте 4000гЦ.ТАК?
— это тоже неверно

Необходимо записывать сигнал по уровню -20дБ (см п.1) 400Гц и например 4-8 кГц добиваясь регулировкой тока подмагничивания РАВНОГО сигнала при воспроизведении

При этом необходимо учитывать, что вблизи верхних частот диапазона 12-20 кГц ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ регулировки производится в УЗ (там для этого специальные регулировочные элементы есть)

. И все это при условии что у тебя выполнен п. 00 — выстроена горизонтальная АЧХ в канале воспроизведения настройками в УВ

Т.е. пытаешься все это выстроить в линию (на -20дБ)

6. Настройку производить для ск.9-19. — это уж как хочешь

7. Затем снимаем АЧХ канала записи , подавая ряд частот от 22 до 22000гЦ, ТАК? — это все уже настраивается чередуя частоты или подавая их все сразу пачкой(пп.4-5)
По сути ты регулируешь СЧ и ВЧ (от 400 Гц и выше)
Частоты ниже 400 Гц — не настраиваются (обеспечиваются общими фиксированными настройками цепей коррекции в УВ и УЗ)
Здесь за тебя конструкторы аппаратов уже в свое время все обеспечили — скажи им спасибо!

Ниже 40Гц — проблематично воспроизведение на стандартных магнитных головках
Начинается сказываться ФИЗИЧЕСКОЕ ограничение (соотношение длины волны и ширины зазора магнитной головки)

НАСТРОЙКА КАНАЛА ЗАПИСИ.
1. Подаем на вход ЗС сигнал 1000Гц , напряжением 500мВ, ТАК?
2. Включить режим записи по обоим каналам. регуляторы уровня записи в 0. ТАК?
3. Подстроечниками на плате УЗ установить напряжение линейного выхода 500мВ, ТАК? ИЛИ КАКОЕ ДРУГОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ НАДО УСТАНАВЛИВАТЬ? — это не так

То, что ты пытаешься описать, это настройка индикации уровня записи.
Если есть сквозной канал — то операция калибруется еще в п.0

Если для записи — соответствующие регулировки ИНДИКАТОРА (уровень записи), когда на выходе сквозного канала у тебя сигнал с уровнем 0дБ на 400Гц.

Что соответствует рабочему уровню записи.
В инструкции по ремонту маг.Ростов-105, значение напряжения линейного выхода установить 310мВ(при это имеется в виду, что при воспроизведении ленты(КАКОЙ?), напряжение на линейном выходе 500мВ)) — это п.0
Лучше использовать более высокое напряжение на линейном выходе 775мВ (это снизит шумы в промежуточных трактах до входа усилителя мощности)

СРАЗУ РЯД ВОПРОСОВ:
1. по п.4-Ток подмагничивания: КАКОЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, КОГДА ПОДСТРОЕЧНИКАМИ НА ПЛАТЕ ГСП ИНДИКАТОРЫ ВЫВЕЛИ В 0? — не важно!
Это не измеряется.
Важно, чтобы АЧХ была плоской

Где то проскакивала информация(или рекомендация), что ГЗ можно отстроить по ЛИМ перепаяв на ГВ. Это можно применять?(Индуктивность-то разная) — так удобнее и ТОЧНЕЕ настроить головки по измерительной ленте (особенно в части выставления высоты головки)
Например в «СНЕЖЕТЬ 204» ГВ и ГЗ имеют абсолютно одинаковые разъемы (только 1-2 каналы в обратном порядке почему то)

При настройке АЧХ магнитофона используется 400 Гц (не затрагивается эта частота регулировками тока подмагничивания и ВЧ в УВ и УЗ)
Частота 1000 Гц используется как опорная при настройке каналов усилителей мощности, потому как эта частота не затрагивается регулировками ВЧ и НЧ усилителя.

Похоже скоро нужно будет создавать закрытый клуб тех, кто умеет настраивать ток подмагничивания.
(По образу клуба вольных каменщиков)

Источник

Ручная подстройка подмагничивания в катушенике., Сделать самому.

Сложность для выведения резисторов на заднюю панель представляют два факта:

1. Надо как можно меньше потерять частоту подмагничивания из-за влияния емкости кабеля, соединяющего плату с переменным резистором. Как следствие при этом увеличится ток подмагничивания.
2. Надо не допкстить наводок подмагничивания на все остальные элементы.

Лично я решал эту задачу применением тонкого радиочастотного 50-Омного кабеля.в очень плотном чулке-экране. Емкость на полуметре была несколько десятков пФ и наводок извне не наблюдалось. Выводил два резистора для раздельной регулировки по каналам, так удобнее. Иногда ставят сдвоенный резистор, но смысла в этом кроме экономии я не вижу –регулироваться будет одновременно, да ещё и может неодинаково…

Читайте также:  Сердечник электромагнитного устройства постоянного тока выполнен из электротехнической стали

Экранировать надо каждый вывод резистора отдельно. Те для 2 резисторов 6 радиокабелей. В общий экран провода засовывать нельзя! Иначе при большой длине жгута сигнал ГСП с входного провода будет наводится на выходной.

После вынесения резисторов, потребуется небольшое увеличение частоты индуктивностью трансформатора или корректировкой задающей емкости.

Если делать регулировку тока подмагничивания не штатными регуляторами, а напряжением питания ГСП, то тогда достаточен будет простой экранированный провод. Регулировка в этм случае будет одновременная в обоих каналах. Но я считаю что это плохой метод. Напряжение ГСП должно быть стабилизировано.

Источник



Ток подмагничивания магнитофона регулировка

Во всех современных магнитофонах применяется метод записи с высокочастотным подмагничиванием. Оно оказывает влияние на такие технические параметры конструкции, как полный эффективный частотный диапазон, коэффициент гармоник, неравномерность амплитудно-частотной характеристики и др. Поэтому выбор оптимального тока подмагничивания в магнитофоне становится одной, из ответственных операций.

До недавнего времени в абсолютном большинстве промышленных и радиолюбительских разработок ток подмагничивания при регулировке усилителей записи устанавливали фиксированным в зависимости от типа используемой магнитной ленты и в процессе эксплуатации не изменяли.

Но ленты даже одного типономинала, но различного полива, имеют разбросы характеристик. Это свойство предопределяет необходимость введения в магнитофон устройства, позволяющего оперативно подбирать по какому-либо из критериев оптимальный ток подмагничивания для конкретной магнитной ленты, на которую производится запись фонограммы.

Среди известных решений оптимизации тока подмагничивания наиболее часто используют критерий по максимуму отдачи магнитного носителя. При использовании данного метода возникает трудность, заключающаяся в недостаточно резко выраженном максимуме отдачи ленты на низких частотах (обычно 1000 Гц), и поэтому погрешность установки тока подмагничивания оказывает сильное влияние на технические характеристики магнитофона, особенно при низких скоростях движения ленты [1].

Устройства, реализующие названный метод оптимизации тока подмагничивания, включают в себя генератор частоты 1000 Гц и регулятор дискретного изменения тока подмагничивания [2]. Из промышленных конструкций такое устройство имеет магнитофон «Яуза МП-221 стерео». В нем генератор тока стирания и подмагничивания (ГСП) управляется по цепи питания, а регулятор выведен на лицевую панель [З].

При данном способе производится ряд пробных записей с различными положениями регулятора. При последующем воспроизведении определяют максимальную отдачу носителя и соответствующее ей положение регулятора.

Способ довольно трудоемок в части выполнения записи, воспроизведения и анализа фонограммы и требует высокой квалификации оператора.

Усовершенствованной разновидностью названного способа установки оптимального тока подмагничивания стал вариант с анализом сигналов после пробных записей специально разработанным микропроцессором. Такая система применена в магнитофоне «D-5500» (фирма «Hitachi»). Микропроцессор определяет максимальную отдачу ленты при записи частоты 5 кГц, корректирует данные для частоты 1 кГц и обеспечивает изменение тока подмагничивания в соответствии со свойствами ленты через масштабные коэффициенты 1,3; 1,25; 1,11 соответственно для типов лент МЭК I, МЭК II, МЭК III.

К сожалению, и эта система обладает недостатками — пересчет результатов ведет к снижению точности в установке необходимого тока подмагничивания, масштабные коэффициенты не могут учесть качество полива каждой из партий магнитных лент.

В [4] предложена система для установки тока подмагничивания, содержащая встроенные генераторы опорных частот. Эти частоты в виде посылок записываются на одну дорожку, а на другую записывается контрольный сигнал, несущий информацию о положении регулятора тока подмагничивания. Критерий настройки — линейность АЧХ в пределах заданной величины (по ГОСТ неравномерность 3 дБ). Устройство с микропроцессором реализовано в магнитофоне «KD-A8» (JVC).

Недостатком данной системы является невозможность использования ее в монофонических конструкциях и необходимость применения специальных схем для формирования контрольного сигнала синхронизации.

Пользование названными системами оптимизации тока подмагничивания удобно в конструкциях магнитофонов со сквозным каналом записи — воспроизведения. Для конструкций магнитофонов с универсальным усилителем манипуляции намного усложняются, так как требуется вначале выполнить запись, затем перемотать рулон ленты в исходное состояние и воспроизвести фонограмму. Оперативность такого способа анализа сигнала невысока.

Ниже предлагается метод создания искусственного сквозного канала записи — воспроизведения для магнитофонов с универсальным усилителем путем использования стирающей магнитной головки в качестве записывающей во время установки фиксированного оптимального тока подмагничивания. Такой метод удается реализовать даже несмотря на большие потери в стирающей головке. Сигнал, считываемый воспроизводящей головкой, уверенно различим на уровне имеющихся шумов и помех воспроизводящего канала.

Структурная схема устройства реализации метода для одного канала магнитофона показана на рис.1. Кроме традиционных узлов универсального тракта — источника питания GB1, входного A1 и оконечного A2 усилителей, универсальной B1 и стирающей B2 магнитных головок, индикатора PA1, переключателя SA1 «Запись-Воспроизведение» — оно содержит управляемый по цепи питания ГСП G1, кнопку SB1 «Установка тока», генератор G2 опорного сигнала 1000 Гц и фильтр-пробку Z1.

Управление генератором G1 по питанию осуществляется регулятором постоянного напряжения A3, его выходное напряжение зависит от положения резистора R1.1. У генератора G1 два выхода: один — для работы на стирающую головку B2, другой через резистор R1.2 — на универсальную головку B1.

Установку оптимального тока подмагничивания производят следующим образом. Магнитофон переключателем SA1 переводят в режим «Воспроизведение» (положение контактов на рис.1). При этом универсальная головка B1 подключена к входу универсального усилителя A1. Для установки тока подмагничивания нужно нажать кнопку SB1, через контакты SB1.1 напряжение питания подается на генератор G1 через регулятор A3 и через SB1.2 — на резистор R1.1 и генератор G2. Так как лентопротяжный механизм транспортирует ленту от головки B2 к B1, а в цепи головки B2 протекает модулированный опорной частотой генератора G2 высокочастотный ток генератора G1, то головка B2 осуществляет запись опорного сигнала на ленту, а головка B1 — воспроизведение его. Уровень воспроизведенного сигнала контролируется индикатором PA1, подключенным к выходу усилителя A1. Регулятором (резистором R1) устанавливают такое напряжение питания генератора G1, при котором воспроизведенный опорный сигнал максимален.

Затем отпускают кнопку SB1. Контакты SB1.1 отключают регулятор A3 от источника питания GB1, контакты SB1.2 размыкают цепь питания резистора R1.1 и генератора G2. При последующем переводе магнитофона переключателем SA1 в режим «Запись» на генератор G1 через контакты SA1.1 и регулятор A3 подано почти полное напряжение питания (за вычетом падения напряжения на регулируемом элементе), универсальная головка B1 подключается группой SA1.3 к выходу усилителя A1, а вход усилителя A1 группой SA1.2 подключается к источнику сигнала. При этом ток подмагничивания протекающий в головке B1 зависит от сопротивления резистора R1.2, который регулируется пропорционально R1.1.

Читайте также:  Илья токов стихи ру

В предложенном способе оптимизации тока подмагничивания стирание старой фонограммы на ленте не обязательно, так как ток подмагничивания стирающей головки в режиме «Установка тока» достаточно велик. Он фактически является током стирания для старой фонограммы.

Принципиальная схема устройства показана на рис.2. Она содержит управляемый регулятор постоянного напряжения на активных элементах VT1 и DA1, ГСП (75. 85 кГц) на транзисторах VT4, VT5 и генератор опорного сигнала (1 кГц) на транзисторах VT2, VT3.

Управление регулятором потоянного напряжения осуществляется резистором R14 — «Ток подмагничивания» (R14.2), который частью R14.1 является регулятором установки тока подмагничивания. Подстройка пропорциональности токов подмагничивания стирающей и универсальной головок выполняется резистором R1. Резистор R11 — «Ток записи» служит для установки тока записи стирающей головки для различных типов лент. Оси резистора R14 и кнопка SB1 выведены на лицевую панель магнитофона.

ГСП и генератор опорного сигнала выполнены по схеме, предложенной в [5], но могут быть использованы и другие схемотехнические решения. Контур L2C12 — фильтр-пробка, предназначена для предотвращения проникновения помех от ГСП в цепи генератора опорного сигнала. Индуктивности L3, L4 — эквиваленты блока универсальных головок B1.

В приведенной схеме переключатель SA1, универсальные усилители A1, А1′ (стереофонический канал) и блоки магнитных головок B1, B2 принадлежат конструкции магнитофона, в которую вводится предлагаемое устройство.

Предложенный вариант доработки предназначен для использования в носимых конструкциях магнитофонов с автономным питанием, но может быть применен и для стационарной аппаратуры. Возможен вариант работы с ГСП, имеющемся в магнитофоне.

В конструкции устройства применены постоянные резисторы С2-23, С2-33, подстроечные — СП4-1а (R11), СПЗ-19а, СПЗ-19б. В качестве переменного резистора R14 использован сдвоенный резистор без дополнительных отводов СПЗ-12г с линейной функциональной характеристикой (группа А). При отсутствии указанных типов резисторов в качестве постоянных можно использовать МЛТ, подстроечных — СПЗ-1a, СПЗ-16а, переменного — СП3-12 с буквенными индексами Д, Е, Л, СПЗ-30 и СПЗ-33 с различными буквенными индексами, но с сохранением функциональной характеристики изменения сопротивления.

Конденсаторы: C8 типа К50-6 или К53-1А, C9 — К71-5, C12 — К10-43а или К10-17а, остальные — К10-17а.

Катушка L1 выполнена на кольцевом магнитопроводе К17,5×8,2×5 из феррита марки М1500НМЗ-Б и имеет 167 витков провода ПЭВ-2 0,2. Возможно использование и других ферритовых магнитопроводов с внешним диаметром от 12 до 20 мм.

При изготовлении катушек эквивалентов магнитных головок и фильтра-пробки можно воспользоваться намоточными данными аналогичных элементов, имеющихся в конструкции магнитофона, или в ранее публиковавшихся описаниях.

Налаживание.

Сначала необходимо настроить регулятор постоянного напряжения. Для этого вместо резисторов R12 и R13 временно подключить подстроечные резисторы с сопротивлением по 100 кОм и вывести их движки в положения, соответствующие нулевому сопротивлению между их крайними выводами. Движки резисторов R1 и R14 установить в средние положения.

Подав питание, переключателем SA1 включить режим «Воспроизведение» и нажать кнопку SB1. Вращая движок резистора R1, установить на нем половину напряжения питания (+6 В). Движок резистора R14.2 установить в верхнее по схеме положение (для R14.1 это соответствует правому по схеме положению) и резистором R12 (подстроечным) установить на эмиттере транзистора VT1 напряжение +1. 1,5 В. Затем резистор R14.2 перевести в другое крайнее положение и резистором R13 (подстроечным) установить на эмиттере транзистора VT1 максимально возможное напряжение (примерно +10 В). После этого определить сопротивление рабочих участков подстроечных резисторов R12 и R13 и заменить их постоянными. После их установки проверить диапазон изменения напряжения. Он должен находиться в пределах установленных значений и плавно регулироваться резисторами R1 и R14 (резистор, которым не регулируют напряжение в конкретный момент, должен находиться в среднем положении движка).

Установить резисторы R1 и R14 в средние положения. Проверить работу генератора опорного сигнала. Частоту генерации 1 кГц проверить осциллографом на катушке L1. При необходимости подстроить частоту генератора следует подобрать конденсатор CЗ.

Отпустить кнопку SB1. Переключателем SA1 включить режим «Запись» и настроить работу ГСП по методике, предложенной в [5].

Затем подстроить фильтрпробку L2C12. Для этого отключить контур от резистора R11 и присоединить его к резистору с сопротивлением 100 кОм. Другой вывод этого резистора соединить с общей шиной питания. Подстраивая катушку, установить минимальное напряжение на резисторе. После настройки контура восстановить его соединение с резистором R11.

Затем произвести регулировку тока подмагничивания блока универсальных головок B1 раздельно по каналам резисторами R15 и R16, подавая с внешнего генератора на входы усилителей A1 и A1′ сигнал с уровнем -20 дБ от номинального значения (по описанным ранее в журналах «Радио» методикам). При этих регулировках резистор R14 должен быть в среднем положении.

После установки оптимального тока подмагничивания перевести магнитофон в режим «Воспроизведение» и произвести регулировку тока записи и тока подмагничивания головки B2. Регулировку следует производить с той же магнитной лентой, по отношению к которой устанавливался оптимальный ток подмагничивания. Резисторами R11 и R1 установить максимум выходного сигнала воспроизводимой частоты опорного генератора по встроенному в магнитофон индикатору. Максимум должен находиться на уровне -3 дБ по шкале индикатора (чтобы избежать насыщения рабочего слоя ленты).

После выполнения указанных регулировочных операций магнитофон с устройством готовы к работе. Заправить магнитную ленту в тракт лентопротяжного механизма, включить магнитофон в режим «Воспроизведение» и нажать кнопку SB1 устройства. Резистором R14 установить уровень воспроизведения, соответствующего номинальному, но не превосходя его.

  1. Н.Шиянов. Прибор для установки тока подмагничивания в магнитофоне: Сб. «В помощь радиолюбителю», вып. 97, стр.3. — М.: ДОСААФ СССР, 1987.
  2. В.А.Данилочкин. Налаживание любительских магнитофонов. — М.: Энергия, 1971, стр.40.
  3. А.Нестеренко. и др. Магнитофоны в 1989 году. — Радио, 1989, №2, стр.50.
  4. Б.Григорьев. Оптимизация тока подмагничивания. — Радио, 1980, №12, стр.46.
  5. М.Заржицкий. Генератор для магнитофона. — Радио, 1984, №3, стр.44.

Источник