Сила тока. 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Назад Вперёд
Загрузить презентацию (448 кБ)
Краткая аннотация урока: комбинированный урок изучения нового материала с использованием фронтального эксперимента и ДЭЗов. В основу положен дискретный подход к обучению и усвоению знаний. | |
Класс, профиль | 8 общеобразовательный класс |
Тема: | Тема: “ Электрические явления” |
Тема урока: | Тема урока: “ Сила тока ” |
Тип урока: | Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала |
Цель | продолжить формирование понятия об электрическом токе, и ввести его характеристику силу тока. |
Задачи: | Обучающие: |
– формирование теоретических знаний о понятии – сила тока,
– формирование практических умений работать с приборами,
– ввести понятие единицы силы тока,
– познакомить с прибором для измерения силы тока,
– применять полученные знания для решения задач.
– развивать навыки учебного туда (работа с учебником, конспектом, с приборами),
– развивать навык анализа учебного материала и составления ДЭЗа по теме,
– развивать навыки правильной устной и письменной речи.
Цель урока: продолжить формирование понятия об электрическом токе, и ввести его характеристику силу тока.
Задачи:
– формирование теоретических знаний о понятии – сила тока,
– формирование практических умений работать с приборами,
– ввести понятие единицы силы тока,
– познакомить с прибором для измерения силы тока,
– применять полученные знания для решения задач.
– развивать навыки учебного туда (работа с учебником, конспектом, с приборами),
– развивать навык анализа учебного материала и составления ДЭЗа по теме,
– развивать навыки правильной устной и письменной речи.
– формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения)
– прививать навыки самоорганизации, самооценки, самоанализа.
2.Организует беседу по ДЭЗам
2. Участвуют в беседе по составленным ДЭЗам, просматривают презентацию
3. Составляют схему по запоминанию формулы расчёта силы тока
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, приборы для фронтального эксперимента ( источник тока, провода, ключи, две лампочки, разной мощности, амперметры), презентация по теме урока, листы с тестами.
1 этап
Здравствуйте, прошу садиться.
Открываем тетради, записываем число, на полях рисуем настроение, с которым вы пришли ко мне на урок. (слайд 1)
Чтобы нам настроиться на урок, проводим игру, сегодня я вам предлагаю букву К (слайд 2) (Задаются вопросы, ответы на которые начинаются на предложенную букву)
Вопросы: | ответы обучающихся: |
– физическая величина | количество теплоты |
– учёный | Ш. Кулон |
-физическое тело | карандаш |
– вещество | кальций |
– природное явление | капель |
– прибор | калориметр |
– единица измерения | кулон |
– профессия, имеющая отношение к физике | крановщик |
2 этап
На столах у вас находятся приборы (розданы все кроме амперметров), вы должны:
– начертить схему (включив, одну лампочку), указать направление тока, затем собрать схему. (Во время работы учитель проходит, смотрит, как выполняется задание, корректирует работу, после того когда на всех столах засветятся лампочки проводит беседу)
Как вы узнали, что в цепи есть электрический ток? (лампочка светит)
Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)
Какое действие тока проявляется? (тепловое)
– Теперь нужно заменить лампочку в цепи. (После как все выполнят задание)
Что заметили? (лампочка светит по другому) Почему?
Высказываются различные предложения.
3 этап
Учитель делает вывод: для объяснения явления нам не хватает знаний. Протекание тока в электрической цепи характеризуется физическими величинами, с которыми мы и начнём своё знакомство.
Тема нашего урока : СИЛА ТОКА. (Слайд 4)
Что мы должны знать о физической величине? (ответы обучающихся: определение, обозначение, формулу расчёта, скаляр или вектор, единицу измерения, прибор для измерения) (слайд 5)
Открываем учебники, читаем ? 37, 38, на черновик записываем вопросы ДЭЗа, на работу вам отводится 7 минут. (Учащиеся работают самостоятельно, учитель даёт консультацию индивидуально и по необходимости)
После того как пройдёт отведённое время. Учитель просит назвать 1-вопрос ДЭЗа, который составили обучающиеся. (вопрос читают несколько человек)
От чего зависит интенсивность (степень действия) силы тока?
Ответ: Интенсивность (степень действия) силы тока зависит от заряда, проходящего по цепи в 1 с.
От чего зависит величина заряда, проходящего по цепи?
Ответ: Заряд переносится частицами (электронами, ионами), чем больше переместится частиц от одного полюса источника тока к другому, тем больше общий заряд перенесённый частицами.
Чертёж на доске:
Вопрос 3.
Что определяет электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1 с?
Ответ: Силу тока
В каком проводнике сила тока больше? (в третьем) (Слайд 6)
Вопрос 4:
Определение силы тока
Ответ: Физическая величина, равная отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
Вопрос: Обозначение силы тока
Ответ: I (буква читается “И”) (Записывается на доске)
Вопрос: Что характеризует сила тока?(вопрос задаёт учитель)
Ответ: Электрический заряд прошедший через поперечное сечение проводника в единицу времени (Рассуждая приходя к выводу)
Вопрос: Формула расчёта силы тока (Слайд 7) (Схема чертится на доске одним из учащихся).
Учитель просит: Придумать “запоминалку” для формулы
(В этом домике Ира живёт, Катю и Таню чай пить в гости зовёт – один из вариантов придуманных учеником)
Вопрос: Векторная величина или скалярная?
(Вопрос задаёт учитель)
Вопрос: Почему скаляр?
Ответ: – заряд величина скалярная, время величина скалярная, при делении скаляров получается скаляр скалярная величина.
Вопрос: Что положено в основу определения единицы измерения силы тока?
Ответ: Явление взаимодействия двух проводников с током . Такое решение приняли в 1948 г на Международной конференции по мерам и весам. Вопрос: Как взаимодействуют проводники с током ? (слайд 8)
Ответ: Если токи текут по проводникам в одну сторону – проводники притягиваются, если в разные – отталкиваются.
Вопрос: От чего зависит сила взаимодействия
Ответ: Силу взаимодействия проводников можно измерить. Она зависит от длины проводника, расстояния между ними, среды, в которой они находятся, от силы тока в проводниках.
При равных условиях, кроме значения силы тока, сила взаимодействия будет определяться значением силы тока.
Вопрос: Какой учёный сумел измерить силу взаимодействия проводников?
Ответ: Французский учёный А. М. Ампер (слайд 10)
Вопрос: Что принято за единицу измерения силы тока?
Ответ: За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1 м взаимодействуют с силой 2*10 -7 Н. (слайд 9)
Вопрос: Единицы измерения силы тока
Ответ: ампер (А) применяют кратные и дольные единицы силы тока: килоампер (кА), миллиампер (мА) и микроампер (мкА)
Вопрос: Как называется прибор, которым измеряют силу тока силу тока (слайд 11)
На столах у вас находятся амперметры, рассмотрите их устройство.
Вопрос: Условное обозначение прибора в эл цепи. (чертится на доске)
Вопрос: Как прибор, включается в эл. цепь? (слайд 12)
Ответ: Последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют
Вопрос(после обсуждения материала, учитель помогает сформулировать):Что нужно помнить, включая прибор в эл цепь?(слайд 13)
1.Клему плюс амперметра нужно соединять с проводом, идущим от положительного полюса источника.
2.Амперметр рассчитан на определённую силу тока, превышать которую нельзя.
3.Имеет очень маленькое сопротивление.
Вопрос: Какое значение величины опасно для человека? (слайд 14)
Ответ: Сила тока очень важная характеристика электрической цепи. Для человеческого организма безопасной считается сила тока до 1 мА.
Сила тока больше 100 мА приводит к серьёзным повреждениям.
(В течение всей беседы вопросы зачитывают несколько учащихся, решается, который вопрос лучше, если необходимо учитель подсказывает, как лучше составить вопрос. Ответы также дают несколько учащихся)
Фронтальный эксперимент: в имеющуюся у вас на столах цепь включите амперметр и измерьте силу тока. Учащиеся выполняют
4 этап
Учитель предлагает решить задачи (слайд 15) (все выполняют в тетрадях один ученик оформляет на доске)
Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества Какова сила тока в спирали?
Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?
Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?
В заключении давайте проверим, как вы усвоили материал, на столах найдите тесты, в таблицу вы должны занести буквы правильных ответов.
Источник
Сила тока. Единицы силы тока
Урок 37. Физика 8 класс
Конспект урока «Сила тока. Единицы силы тока»
На прошлых уроках мы вплотную подошли к тому факту, что ток — это физическая величина. Т.е., действия электрического тока могут иметь разную степень или же силу. Мы уже много раз говорили о том, что электрический ток — это движение заряженных частиц. Логично предположить, что сила тока зависит либо от количества этих частиц, либо от скорости их движения.
Это действительно так: опытным путём было установлено, что сила тока зависит от количества заряда, проходящего по цепи в единицу времени. Поэтому, чем больше частиц переместится от одного полюса к другому, тем больше будет суммарный перенесённый заряд.
Сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего, через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения:
Как мы помним, заряд измеряется в кулонах, а время — в секундах (в системе СИ). На прошлом уроке, мы уже узнали, что единицей измерения силы тока является ампер:
Однако, каждая физическая единица измерения должна быть соотнесена с тем или иным явлением. Рассмотрим, что же легло в основу определения силы тока в 1 А. Поскольку заряженные частицы взаимодействуют между собой, проводники, через которые проходит ток — тоже будут взаимодействовать в той или иной степени. Эта степень будет зависеть от длины проводников, от расстояния между ними, от среды, в которой находятся проводники, и, конечно, от силы тока. Для опыта мы можем взять два проводника одинаковой длины, которые, разумеется, будут находиться в одинаковой среде. Подключим оба проводника к источнику тока, держа их на фиксированном расстоянии. Тогда, сила тока будет единственным фактором, влияющим на силу взаимодействия проводников. Перед тем, как начать опыт, заметим, что проводники будут притягиваться, если токи в обоих проводниках сонаправлены, и наоборот — будут отталкиваться, если токи противоположны по направлению. Это, фактически, приведёт к изменению расстояния между проводниками. Чтобы этим обстоятельством можно было пренебречь, возьмём очень длинные и тонкие проводники. Поместим эти проводники в вакуум на расстоянии 1 м друг от друга и пустим по ним одинаковый ток. Рассмотрим метровые участки таких проводников: они будут практически параллельны.
Итак, единицей силы тока считается сила, при которой два таких отрезка взаимодействуют с силой 0,2 мкН.
Теперь мы можем дать определение и единице заряда, о которой мы говорили ранее. 1 Кл — это заряд, который за 1 с прошел сквозь поперечное сечение проводника при силе тока 1 А.
Помимо ежедневного использования электрического освещения, все мы знаем ещё один яркий пример электрического тока. Это молния. Молния обладает очень большой силой тока, который может проходить либо между облаками, либо между облаком и поверхностью земли.
В результате трения друг о друга, слои воздуха электризуются, накапливая все больший и больший заряд. В момент, когда этот заряд становится достаточно большим, между облаками проскакивает электрический ток в виде молнии. Также, наэлектризованное облако, обладающее отрицательным зарядом в нижней части может способствовать тому, что поверхность земли под ним электризуется положительно, и молния ударяет в землю. Молния часто бьёт в объекты, возвышающиеся над остальными (например, в одиноко стоящее дерево). Здесь нет ничего удивительного: ток идёт по кратчайшему пути, а то, что является самой высокой точкой для нас — ближе всего к облакам. Однако, есть много других факторов, влияющих на то, куда ударит молния, поэтому предсказать следующую «мишень» крайне сложно.
Задача 1. Сила тока в лампочке составляет 200 мА. Какой заряд проходит через лампочку за 3 минуты?
Задача 2. Через поперечное сечение проводника прошло 900 миллиардов электронов за 0,3 мкс. Какова сила тока в этом проводнике?
На первый взгляд может показаться, что такое огромное число электронов просто не могло пройти поперечное сечение за одно мгновение. Но, ведь, размер электрона очень мал, а его скорость, как правило, составляет несколько миллиметров в секунду.
Задача 3. Какова скорость электронов в проводнике с током 2 А, если одновременно через сечение проходит 70 млн электронов? Радиус электрона считать за 2,82 ×10 − 15 м, предполагая, что электроны двигаются вплотную друг к другу.
Источник
Сила тока
Конспект по физике для 8 класса «Сила тока». Что такое силa токa. Каковы единицы силы тока. Какой прибор используют для измерения силы тока в цепи.
Сила тока
О наличии электрического тока в цепи можно судить по одному из оказываемых им действий. Если лампочку подсоединить к источнику тока, то её нить раскалится и она начнёт светиться. Но почему разные лампочки, подключённые к одному и тому же источнику тока, светят по-разному — одни более ярко, другие менее? От каких характеристик зависят действия электрического тока?
В качестве аналога электрического тока представьте себе движение машин по автостраде. Если автострада широкая, то автомобили движутся с большими скоростями, не мешая друг другу. Если же на дороге появляется сужение, то скорость движения потока машин замедляется.
СВЯЗЬ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА С ЕГО ЗНАЧЕНИЕМ
Соберём цепь, состоящую из источника тока, лампочки и ключа. При замыкании ключа лампочка загорится. Если включить в цепь кусок стальной проволоки, лампочка будет гореть менее ярко. Если заменить стальную проволоку нихромовой, то свечение лампочки будет ещё более тусклым.
Опыт показывает, что включение в цепь дополнительного проводника приводит к ослаблению теплового действия тока. Выясним, от чего зависят действия электрического тока. Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц. Когда заряженная частица движется по электрической цепи, то вместе с ней происходит и перемещение заряда.
Чем больше электрический заряд, перенесённый частицами через поперечное сечение проводника за определённое время, тем интенсивнее действие тока.
Сила тока на всех участках проводника, по которому течёт ток, одинакова. Это следует из того, что заряд, проходящий через поперечное сечение проводников цепи, одинаков, т. е. он нигде не накапливается.
СИЛА ТОКА
Для количественной характеристики электрического тока в цепи вводится понятие силы тока. Силу тока обозначают буквой I. Сила тока — это физическая величина, которая показывает, какой электрический заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. Если за время t через поперечное сечение проводника проходит заряд q, то силу тока можно вычислить по формуле I = q/t.
ЕДИНИЦЫ СИЛЫ ТОКА
В 1948 г. на Международной конференции по мерам и весам было принято решение о том, что единица силы тока должна определяться через взаимодействие двух длинных линейных проводников с током.
Это явление можно наблюдать на опыте. Два параллельных проводника подсоединили к источнику тока. Оказалось, что между проводниками действуют силы притяжения или отталкивания в зависимости от того, в каком направлении течёт ток по проводникам. Чем больше сила тока, тем сильнее взаимодействуют проводники.
Эту силу взаимодействия можно измерить. Кроме силы тока, она зависит ещё от длины проводников, расстояния между ними и среды, в которой они находятся. Проводники должны быть тонкими, очень длинными и находиться в вакууме на расстоянии 1 м друг от друга. Тогда за единицу силы тока принимают силу тока, при которой два параллельных проводника длиной 1 м, находящихся в вакууме на расстоянии 1 м друг от друга, взаимодействуют с силой 2 • 10 -7 Н (0,0000002 Н).
Единицу силы тока называют ампером (1 А) в честь французского учёного Ампера.
ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА
Прибор, с помощью которого измеряют силу тока в цепи, называют амперметром.
Работа амперметра основана на магнитном действии тока. Чем больше сила тока, проходящего по катушке, тем сильнее она взаимодействует с магнитом и тем больше угол поворота стрелки амперметра.
При измерении силы тока амперметр включается в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором нужно измерить.
У каждой клеммы прибора стоит свой знак: « + » или «—». Клемму со знаком «+» нужно соединить с проводом, идущим от положительного полюса источника тока, а клемму со знаком «—» — с проводом, идущим от отрицательного полюса источника тока.
Насколько велико значение силы тока, равное 1 А? Для человека безопасной считается сила тока до 1 мА. В бытовой электрической сети обычной является сила тока до 6 А (такой ток протекает по спирали обычной электролампочки).
На электрических схемах амперметр изображают в виде кружка с буквой А.
Андре Мари Ампер (1775—1836) — французский физик, знаменитый математик и естествоиспытатель, один из основоположников электродинамики.
Вы смотрели Конспект по физике для 8 класса «Сила тока».
Источник
Тема сила тока 8 класс читать
Характеристикой тока в цепи служит величина, называемая силой тока ( I ). Сила тока – физическая величина, характеризующая скорость прохождения заряда через проводник и равная отношению заряда q, прошедшeгo через пoперeчное сечение проводника за промежуток времени t, к этому промежутку времени: I = q/t . Единица измерения силы тока – 1 ампер (1 А).
Определение единицы силы тока основано на магнитном действии тока, в частности на взаимодействии параллельных проводников, по которым идёт электрический ток. Такие проводники притягиваются, если ток по ним идёт в одном направлении, и отталкиваются, если направление тока в них противоположное.
За единицу силы тока принимают такую силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга, взаимодействуют с силой 2*10 -7 Н. Эта единица и называется ампером (1 А).
Зная формулу силы тока, можно получить единицу электрического заряда: 1 Кл = 1А * 1с.
Амперметр
Прибор, с помощью которого измеряют силу тока в цепи, называется амперметром. Его работа основана на магнитном действии тока. Основные части амперметра магнит и катушка. При прохождении по катушке электрического тока она в результате взаимодействия с магнитом, поворачивается и поворачивает соединённую с ней стрелку. Чем больше сила тока, проходящего через катушку, тем сильнее она взаимодействует с магнитом, тем больше угол поворота стрелки. Амперметр включается в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором нужно измерить, и потому он имеет малое внутреннее сопротивление, которое практически не влияет на сопротивление цепи и на силу тока в цепи.
У клемм амперметра стоят знаки «+» и «—», при включении амперметра в цепь клемма со знаком «+» присоединяется к положительному пoлюсу источника тока, а клемма со знаком «—» к отрицательному пoлюсу истoчникa тока.
Напряжение
Источник тока создаёт электрическое поле, которое приводит в движение электрические заряды. Характеристикой источника тока служит величина, называемая напряжением. Чем оно больше, тем сильнее созданное им поле. Напряжение характеризует работу, которую совершает электрическое поле по перемещению электрического заряда.
Напряжение ( U ) — это физическая величина, равную отношению работы (А) электрического поля по перемещению электрического заряда к заряду (q): U = A/q .
Возможно другое определение понятия напряжения. Если числитель и знаменатель в формуле напряжения умножить на время движения заряда (t), то получим: U = At/qt. В числителе этой дроби стоит мощность тока (Р), а в знаменателе — сила тока (I). Получается формула: U = Р/I , т.е. напряжение — это физическая величина, равная отношению мощности электрического тока к силе тока в цепи.
Единица напряжения: [U] = 1 Дж/1 Кл = 1 В (один вольт).
Вольтметр
Напряжение измеряют вольтметром. Он имеет такое же устройство, что и амперметр и такой же принцип действия, но он подключается параллельно тому участку цепи, напряжение на котором хотят. Внутреннее сопротивление вольтметра достаточно большое, соответственно проходящий через него ток мал по сравнению с током в цепи.
У клемм вольтметра стоят знаки «+» и «—», при включении вольтметра в цепь клeмма со знаком «+» присоединяется к положительному полюсу источника тока, а клеммa со знаком «—» к отрицательному полюсу источника тока.
Формулы и определения.
1. Все проводники, используемые в электрических цепях, имеют условные обозначения для изображения на схемах и могут образовывать последовательные, параллельные и смешанные соединения.
2. Мощность тока – физическая величинa, хаpактеpизующая скорость превращения электрической энергии в другие её виды. Единица для измерения – 1 ватт (1 Вт). Измерительный прибор – ваттметр.
3. Сила тока – физическaя вeличина, характеpизующaя скоpость прохождения заряда через проводник и равная отношению заряда, пpoшедшего через попеpeчное сечение проводника, ко времени перемещения. Единица – 1 ампер (1 А). Измерительный прибор – амперметр (подключают последовательно).
4. Электрическое напряжение – физическaя вeличина, характеризующая электрическое поле, создающее ток, и равная отношению мощности тока к его силе. Единица – 1 вольт (1 В). Измерительный прибор – вольтметр (подключают параллельно)
5. Работа тока – физичeская величинa, хаpактеpизующая количество электроэнергии, превратившейся в другие виды энергии. Единица – 1 джоуль (1 Дж). Измерительный прибор – электрический счётчик, использующий единицу 1 киловатт-час (1 кВт·ч).
Конспект урока «Сила тока. Напряжение».
Источник