Меню

Технология ремонта электрических машин постоянного тока

РЕМОНТ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

Ремонт машин постоянного тока без смены обмоток

Разборка, очистка, мойка, дефектация, проверка крепления обмоток, паяных и болтовых соединений. Проточка, продораживание и шлифовка коллектора. Переклиновка пазов, перепайка мест соединения обмоток, замена бандажей. Восстановление корпусной изоляции поврежденных мест соединительных проводов, шин, обмоток полюсов без их демонтажа. Сушка, покрытие эмалью обмоток якоря и статора. Регулировка и ремонт щеточного механизма. Ремонт деталей коробки выводов. Ремонт подшипников скольжения или замена подшипников качения. Замена уплотнений и крепежа. Балансировка якоря. Сборка. Измерения и испытания. Покраска.

Машины постоянного тока специального назначения

Базовая цена в руб. за штуку по типам машин

Базовая цена в руб. за штуку по типам машин

Машины постоянного тока общепромышленного назначения

Базовая цена в руб. за штуку при частоте вращения, об/мин

Ремонт машин постоянного тока со сменой обмоток якоря

Разборка, очистка, мойка, дефектация. Снятие бандажей, демонтаж обмотки, устранение неисправности сердечника и коллектора без их демонтажа и разборки. Замена катушек обмоток якоря. Подготовка якоря к укладке, изолировка обмоткодержателя и пазов сердечника, укладка катушек обмотки.

Пайка, установка бандажей. Сушка, пропитка, покрытие эмалью обмоток якоря и статора. Проточка, продораживание и шлифовка коллектора. Восстановление корпусной изоляции поврежденных мест соединительных проводов, шин, обмоток полюсов без их демонтажа. Регулировка и ремонт щеточного механизма. Ремонт деталей коробки выводов. Ремонт подшипников скольжения или замена подшипников качения. Замена уплотнений и крепежа. Балансировка якоря. Сборка. Измерения и испытания. Покраска. Снятие и установка вентилятора.

Машины постоянного тока специального назначения

Базовая цена в руб. за штуку по типам машин

Базовая цена в руб. за штуку по типам машин

Машины постоянного тока общепромышленного назначения

Базовая цена в руб. за штуку при частоте вращения, об/мин

Ремонт машин постоянного тока со сменой обмоток статора

Разборка, очистка, мойка, дефектация. Распайка схемы соединений, демонтаж полюсов, катушек полюсов. Замена катушек полюсов. Изолировка сердечника полюсов. Проточка, продораживание и шлифовка коллектора. Переклиновка пазов, перепайка мест соединений обмоток, замена бандажей. Установка катушек, крепление полюсов. Монтаж схемы соединений, пайка, изолировка. Сушка, пропитка, покрытие эмалью обмоток якоря и статора. Регулировка и ремонт щеточного механизма. Ремонт деталей коробки выводов. Ремонт подшипников скольжения или замена подшипников качения. Замена крепежа. Балансировка якоря. Сборка. Измерения и испытания. Покраска. Снятие и установка вентилятора, полумуфты.

Источник

Технология ремонта электродвигателя

разборка электродвигателя

разборка электродвигателя

восстановление шейки вала

разборка электродвигателя

разборка электродвигателя

удаление старой обмотки

чистка пазов статора электродвигателя

перемотка электродвигателя

перемотка электродвигателя

бандажирование обмотки статора

бандажирование обмотки статора

перемотанные насосы Kercher

сборка электродвигателя

сборка электродвигателя

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Объем и характер ремонтных работ определяют в результате внешнего осмотра машины, в процессе предремонтных испытаний и разборки, а также после осмотра и испытаний отдельных частей.

Перед осмотром машину очищают от грязи и пыли, продувают сжатым воздухом ее наружную поверхность, обмотки, контактные кольца, коллектор и другие доступные части. При осмотре проверяют комплектность (наличие у машины всех основных частей и деталей): корпус, подшипниковые щиты и крышки, колодки зажимов, выводные концы и др.

В ремонт принимают, как правило, комплектные машины, т. е. такие, у которых имеются все сборочные единицы и детали. Не принимают в ремонт электрические машины малой и средней мощности, если у них разбит корпус или подшипниковый щит, отбито более двух лап машины со значительными повреждениями механических частей, которые невозможно устранить силами ремонтного цеха или предприятия. Восстановление таких машин требует значительных затрат, превышающих стоимость новой машины.

В тех случаях, когда машина имеет исправную механическую часть и может быть отремонтирована без перемотки перед разборкой, проводят предремонтные испытания на холостом ходу в течение 30 мин. Перед включением электродвигателя в сеть проверяют свободный ход ротора, наличие смазки в подшипниках, измеряют сопротивление и испытывают электрическую прочность изоляции.

Во время предремонтных испытаний на холостом ходу измеряют токи в фазах трехфазных двигателей, вибрации, проверяют состояние механической части машины, нагрев подшипников, работу щеточно-коллекторного аппарата и выполняют ряд других операций. Увеличение тока холостого хода сверх максимально допустимых значений может свидетельствовать о ряде дефектов: увеличении воздушного зазора, осевом смещении ротора относительно статора, слабой прессовке сердечника, уменьшенном числе витков обмотки в результате ошибки при предыдущем ремонте.

После разборки части машины, подлежащие ремонту, промывают и испытывают, определяют объем и содержание ремонтных работ для каждой из них и оформляют дефектационную карту. На ее основе составляют маршрутную технологическую карту ремонта.

Работы по выявлению неисправностей и повреждений перед ремонтом называют дефектацией.

В ремонтном цехе могут отсутствовать необходимые для ремонта данные машин старых конструкций. При подготовке к ремонту таких машин

снимают необходимые эскизы и схемы, в дефектацнонную карту записывают все сведения, без которых не могут быть восстановлены обмотки и другие части машины: число и размеры проводов в пазу, тип и шаг обмотки, число пазов, вылеты лобовых частей и др.

РАЗБОРКА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Проведение подготовительных работ:

1. Ремонтируемый электродвигатель протереть от грязи и пыли, продуть обдувочной камере сжатым воздухом.

2. Закрепить бирку с ремонтным номером электродвигателя, подлежащего разборке на комплектовочнном боксе. В процессе разборки в этот бокс складывать все детали и крепеж электродвигателя.

Разборка электродвигателя:

1. Установка электродвигателя на слесарный стол.

2. Открутить винты крепления кожуха вентилятора, и снять его. Снять приспособлением для съема вентилятор с вала.

3. Снять выводные концы электродвигателя.

4. Разобрать клеммную коробку и снять борно.

5. Открутить винты крепления подшипниковых крышек, и снять их.

6. Открутить болты крепления подшипниковых щитов к статору.

7. Удалить задний подшипниковый щит.

8. Используя приспособление для вывода ротора, вывести передний подшипниковый щит из статора, не допуская задевания ротора за обмотки статора.

9. Передний подшипниковый щит снять с ротора и выпрессовать подшипники.

После окончания разборки ремонтируемого электродвигателя ротор и статор обдувают, а детали находящиеся в комплектовочном боксе отправляют в мойку.

Читайте также:  Определить направление индукционного тока в катушке при замыкании ключа

ВНИМАНИЕ: Узлы электродвигателя прошедшие дефектировку очищают от грязи и пыли и укладывают в комплектовочный бокс, закрепив на них бирку с ремонтным номером разбираемого асинхронного электродвигателя.

Обязательно проводят измерение зазоров между статором и ротором электродвигателя.

Воздушный зазор измеряют с двух противоположных торцов электродвигателя калибровочным щупом, который вводится через специальные или наблюдательные люки в торцевых щитах. С каждой стороны измерения производят в четырех точках, смещенных одна относительно другой на 90°. Зазор определяют как среднее арифметическое всех замеров.

В асинхронных двигателях нормируется также неравномерность зазора, которая определяется как отношение значения зазора в данной точке к его среднему значению. Отклонение не должно превышать 10%.

Увеличение зазора ремонтируемого двигателя больше заводских показателей на 25 и больше процентов для односкоростных электродвигателей, и больше 15 процентов для многоскоростных двигателей приводит К ИЗМЕНЕНИЮ МОЩНОСТИ И ТОКА ХОЛОСТОГО ХОДА:

превышении зазора между статором и ротором, мощность электродвигателя после ремонта будет ниже заводских паспортных параметров мощности на 0,3%. на каждый процент превышения.

превышение зазора между статором и ротором на каждый процент ведет к увеличению тока холостого хода на 0,6%.

Процесс удаления неисправных обмоток электродвигателя.

1.Установка ремонтируемого статора или ротора на токарный станок.

2.Обрезание лобовых частей обмотки статора (ротора) со стороны соединения катушек.

3.Поместить статор или ротор в тупиковую электропечь, для розогрева обмотки при температуре 250. 300 °С в течение 30. 40 мин.

4.Когда статор или ротора остынет до температуры 80. 90°С установливают держатель активной стали и удаляют по частям обмотку из пазов с помощью приспособления для выемки обмоток.

5.Очистка пазов статора или ротора специальным стальным скребком для чистки от остатков старой изоляции. Отправка статора или ротора на продувку.

Намотка статорных секций:

Закрепляют соответствующий шаблон на намоточном станке для намотки катушек.Закрепить провод на первой ступеньке шаблона и намотать вручную начало катушки. Намотать катушку.

Сделать переход на другую ступень шаблона. Намотать катушку. Данные операции повторить до завершения намотки секции.

Перевязать каждую катушку в двух местах по разъему шаблона отходами провода. В случае обрыва провода допускается одна пайка на шаблон с выводом ее на лобовую часть с изоляцией хлорвиниловой трубкой.

Снять шаблон с катушкой со станка, вынуть катушку, перевязать ее в одном месте и уложить в тару.

Замерить сопротивление и проверить вес катушки.

УКЛАДКА ОБМОТОК СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И БАНДАЖИРОВКА ОБМОТОК.

ПОДГОТОВКА СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Продуть статор сжатым воздухом. Тщательно проверить состояние пазов; при обнаружении заусениц произвести их опиловку.

Заложить в пазы электродвигателя пазовые коробочки, обеспечив их одинаковые вылеты.

Оправить заложенные пазовые коробочки оправкой и установить статор на специальную подставку.

УКЛАДКА КАТУШЕК СТАТОРА.

Взять комплект секций на электродвигатель и положить слева от подставки.

Взять одну группу фазы и развязать нитки, связывающие группу.

Первую секцию согнуть. Секцию сгибать так, чтобы части секции, вкладываемые в пазы» были параллельны. Вязки сдвинуть на лобовые части.

В первый паз вставить одну сторону секции, заправляя проводники ножом, оправкой, изготовленным из твердых пород дерева или текстолита, эбонита и т. д. Первым пазом считается паз (если смотреть слева), лежащий напротив кармана или места выхода из статора выводных концов. Закрепить секции пазовой крышкой.

Обжать секцию в пазу гладилкой и заклинить клином.

В зависимости от шага по пазам отсчитать необходимый паз и вставить в него вторую сторону секции, повторяя операции по укладке первой стороны.

Уложить в том же порядке остальные катушки секции.

Согласно схеме обмотки уложить остальные секции.

Установить шаблон для формовки лобовых частей в расточку статора и оправкой отформовать лобовую часть. Вставить лобовые межфазные прокладки.

Повернуть электродвигатель другой стороной, повторить процесс формовки лобовой части. Вставить лобовые межфазные прокладки.

Статор установить вертикально, расправить концы секций и надеть на них поливинилхлоридные или линоксиновые трубки.

На концы секций в местах межкатушечных соединений надеть поливинилхлоридные или линоксиновые трубки по одной на каждое.

Зачистить места сварки от изоляции и соединить катушки.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВЫВОДОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Места соединений сварить при помощи сварочного трансформатора. Концы обмотки свариваются на стыковом аппарате. Для этого к зачищенным и скрученным вместе проводам прикладывают металлический электрод. В данном случае используют плоскогубцы, к которым присоединен один провод от сварочного трансформатора. Ручки плоскогубцев изолированы. К концу скрутки прикладывают угольный электрод. Возникшая дуга оплавляет провода и сваривает, их.

Зачистить место сварки, отогнуть скрутку и надвинуть трубку.

Надвинуть линоксиновую (поливинилхлоридную) трубку большего диаметра на отогнутую скрутку с выводным концом так, чтобы каждый ее конец находил на трубку меньшего диаметра не меньше чем на 10 мм.

Уложить выводные концы, направив их к карману или месту вывода, а затем связать в пучок.

БАНДАЖИРОВКА ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Забандажировать лобовую часть хлопчатобумажным шнур-чулком или стеклошнур-чулком, прошивая обмотку возле каждого паза. Шнур завязать узлом у первого паза.

Повернуть статор и забандажировать вторую лобовую часть.

Установить статор в приспособление для опрессовки. Выводные концы заправить в соответствующую прорезь. Опрессовать лобовую часть. Повернуть статор и опрессовать вторую лобовую часть.

После опрессовки произвести перетяжку бандажа. Развязать крепление шнур-чулка, выбрать слабину, образовавшуюся при опрессовке и завязать узлом заново.

При изготовлении приспособления для опрессовки лобовых частей статор; необходимо учитывать, что после опрессовки обмотки лобовых частей немного пружинят, увеличивая размер на 2. 3 мм. Кроме того, необходимо также учитывать увеличение размера лобовых частей обмотки на 2. 3 мм после пропитки и сушки.

Установить шаблон для оправки лобовых частей и оправить последние с обеих сторон статора.

Произвести контроль обмотки на контрольном стенде.

Читайте также:  В каких сопротивлениях амперметр покажет ток рис 33 рис 34

Отправить статор на пропитку и сушку.

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ МЕТОДЫ ПРОПИТКИ ОБМОТОК РЕМОНТИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ.

Назначение пропитки обмотки электродвигателя. В процессе изготовления и после укладки в пазы статоров, роторов и якорей обмотки электродвигателей пропитываются лаками или компаундами с последующей сушкой.

В результате пропитки и сушки улучшаются следующие свойства электрической изоляции:

1) повышается нагревостойкость;

2) улучшается теплопроводность обмоток за счет уменьшения воздушных прослоек между проводниками и стенками паза сердечника;

3) повышается влагостойкость изоляции, особенно волокнистой, за счет уменьшения гигроскопичности в результате заполнения пор и создания лаковой пленки, препятствующей проникновению влаги внутрь обмотки;

4) повышается электрическая прочность изоляции, так как электрическая прочность пропиточных материалов выше электрической прочности воздуха, находящегося между волокнами не пропитанных материалов;

5) повышается механическая прочность изоляции, так как пропитанная обмотка имеет хорошо сцементированные витки, плотна и прочно сидящие в пазах сердечников. Благодаря этому предотвращается перемещение проводников в результате вибрации и связанное с этим повреждение изоляции от истирания.

Наружные поверхности обмоток после сушки окрашивают покровными эмалями и лаками. Образующаяся в результате этого твердая и гладкая пленка толщиной 50 — 60 мкм хорошо защищает изоляцию от влаги, смазочных масел и скапливания пыли.

Основные методы пропитки обмоток электродвигателей.

Для пропитки обмоток пользуются следующими методами:

1) погружением в лак;

2) на стендах с нижней подачей лака;

3) струйным поливом;

5) вакуумно-нагнетательным способом.

Выбирают метод пропитки в зависимости от типа лака и конструкции обмоток.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СБОРКИ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Общая сборка машин переменного тока включает: монтаж подшипников, ввод ротора в статор, запрессовку подшипниковых щитов, измерение воздушных зазоров. Ввод ротора осуществляется теми же приспособлениями, которые применяют при разборке. Большого внимания и опыта эта операция требует при сборке крупных машин, так как даже легкое прикосновение массивного ротора может привести к значительному повреждению обмоток и сердечников.

Последовательность сборки и ее трудоемкость в первую очередь определяются сложностью конструкции электрической машины.

Сборка асинхронных двигателей с короткозамкнутый ротором:

Вначале подготовляют к сборке ротор, насаживая на вал шарикоподшипники. Если у подшипниковых опор есть внутренние крышки, сначала их надевают на вал, заполняя уплотнительные канавки смазкой. Подшипники закрепляют на валу стопорным кольцом или гайкой, если это предусмотрено конструкцией машины. Роликовые подшипники разделяются на две части: внутреннее кольцо вместе с роликами насаживают на вал, наружное устанавливают в щит.

После ввода ротора в статор в подшипники закладывают консистентную смазку, щиты надевают на подшипники и вдвигают в корпус центрирующими поясками, закрепляя болтами. Все болты первоначально ввертывают на несколько ниток, затем, поочередно затягивая их в диаметрально противоположных точках, запрессовывают щит в корпус.

После сборки проверяют легкость вращения ротора и производят обкатку на холостом ходу, проверяя подшипники на нагрев и шум. Затем двигатель отправляют на испытательную станцию.

Источник

Текущий и капитальный ремонт электродвигателя

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.

В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.

Текущий ремонт электродвигателя

При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.

Текущий ремонт электродвигателя

Так, при текущем ремонте:

  • очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
  • меняют – при необходимости – подшипники;
  • проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
  • восстанавливают изоляцию на выводных концах;
  • измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
  • проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
  • оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
  • проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
  • оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
  • проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
  • проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.

Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.

Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.

Капитальный ремонт электродвигателя

При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя

Так, при капитальном ремонте:

  • меняют обмотки – частично или полностью;
  • меняют вал ротора;
  • балансируют ротор;
  • меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
  • очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.

По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.

Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.

Плановый технический ремонт электродвигателя

Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:

  • покрытие обмоток лаком;
  • замена изоляции обмоток;
  • промывка металлических деталей машины и подшипников;
  • замена прокладок на подшипниковых щитах;
  • заварка и проточка заточек у щитов ЭД.

Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.

Плановый ремонт электродвигателяПериодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя

Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.

Читайте также:  При прохождении тока по проводнику в нем выделяется тепло в соответствии с законом джоуля ленца

В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.

Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.

Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.

Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.

Источник



Ремонт двигателей постоянного тока

Машины повреждаются чаще всего из-за недопустимо длительной работы без ремонта, плохого эксплуатационного обслуживания или нарушения режима работы, на который они рассчитаны. Повреждения электрических машин бывают механические и электрические.

К механическим повреждениям относят: выплавку баббита в подшипниках скольжения; разрушение сепаратора, кольца, шарика или ролика в подшипниках качения; деформацию или поломку вала ротора (якоря); образование глубоких выработок («дорожек») на поверхности коллекторов и контактных колец; ослабление крепления полюсов или сердечника статора к станине; разрыв или сползание проволочных бандажей роторов (якорей); ослабление прессовки сердечника ротора (якоря) и др.

К электрическим повреждениям относят пробой изоляции на корпус; обрыв проводников в обмотке; замыкание между витками обмотки; нарушение контактов и разрушение соединений, выполненных пайкой или сваркой; недопустимое снижение сопротивления изоляции вследствие ее старения, разрушения или увлажнения и др.

Электрослесарь по ремонту электрических машин должен хорошо знать характерные признаки, а также способы выявления и устранения различных повреждений и неисправностей, возникающих в этих машинах.
Наиболее распространенные неисправности и возможные причины их возникновения в электрических машинах приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Неисправности электрических машин и возможные причины их возникновения

Продолжение таблицы 1


Отремонтированная электрическая машина должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к ней стандартами или техническими условиями.

На ремонтных предприятиях проводят следующие виды испытаний: контрольные — для определения качества электрооборудования; приемосдаточные, проводимые при сдаче отремонтированного электрооборудования ремонтным предприятием и приеме заказчиком; типовые испытания, проводимые после внесения изменения в конструкцию электрооборудования или технологию его ремонта для оценки целесообразности внесенных изменений. В ремонтной практике чаще всего применяют контрольные и приемосдаточные испытания.
Каждая электрическая машина после ремонта вне зависимости от его объема подвергается приемосдаточным испытаниям. При испытаниях, выборе измерительных приборов, сборке схемы измерений, подготовке испытываемой электрической машины, установлении методики и норм испытаний, а также для оценки результатов испытаний используют соответствующие стандарты и инструкции.

Если при ремонте машины не изменена ее мощность или частота вращения, то после капитального ремонта машину подвергают контрольным испытаниям, а при изменении мощности или частоты вращения — типовым испытаниям.

В ремонтной практике встречаются главным образом следующие виды испытаний: до начала ремонта и в процессе его для уточнения характера неисправности; вновь изготовленных деталей машины; собранной после ремонта машины. Общие указания по программе и методике испытаний электрических машин приведены в ГОСТе.

Испытания и проверки собранной после ремонта машины проводят в такой последовательности:
– проверка сопротивления изоляции всех обмоток относительно корпуса и между ними;
– проверка правильности маркировки выводных концов;
– измерение сопротивления обмоток постоянному току;
– проверка коэффициента трансформации асинхронных двигателей с фазным ротором;
– проведение опыта холостого хода;
– испытание на повышенную частоту вращения;
– испытание межвитковой изоляции;
– испытание электрической прочности изоляции.

В зависимости от характера и объема произведенного ремонта иногда ограничиваются выполнением лишь части перечисленных испытаний. Если испытания проводят до ремонта с целью выявления дефекта, достаточно провести часть программы испытаний.

Основными показателями качества произведенного ремонта, определяющими надежность работы отремонтированной электрической машины, являются сопротивление ее изоляции и способность воспринимать номинальную нагрузку.

Поэтому при должном соблюдении технологии выполнения ремонтных операций в ремонтной практике в ряде случаев ограничиваются только испытаниями изоляции и послеремонтной проверкой нагрузочной способности электрической машины.
Сопротивление изоляции испытывают мегомметром, а нагрузочную способность — электромагнитным тормозом. Испытания изоляции электрических машин напряжением до 1000В производят мегомметром Ml 101.

В процессе изготовления обмоток ремонтируемых машин выполняют мегомметром Ml 101 необходимые испытания при каждом переходе от одной технологической операции к другой. По мере выполнения операций изготовления обмотки и движения к завершающей стадии испытательные напряжения снижаются, приближаясь к наименьшим допустимым, предусмотренным соответствующими нормами. Это объясняется тем, что после выполнения очередных технологических операций сопротивление изоляции элементов обмотки может снижаться, и если на последующих стадиях ремонта не снижать испытательные напряжения, то возможен пробой изоляции в такой момент готовности обмотки, когда для устранения дефекта потребуется переделка всей ранее проделанной работы.
Испытательные напряжения должны быть такими, чтобы в процессе испытаний выявлялись дефектные участки, но в то же время не повреждалась исправная часть изоляции.

В перечень испытаний входит измерение сопротивления изоляции обмоток до и после пропитки и сушки. Кроме того, испытывают электрическую прочность изоляции обмоток приложением высокого напряжения.

Сопротивление изоляции обмоток электрических машин напряжением до 660 В, измеренное мегомметром на 1000 В после пропитки и сушки, должно быть не ниже: после полной перемотки обмоток — 3 МОм у статора, 2 МОм у ротора; после частичной перемотки обмоток — 1 МОм у статора; 0,5 МОм у ротора.

Указанные сопротивления изоляции обмоток не нормированы, а рекомендуются исходя из практики ремонта и эксплуатации отремонтированных электрических машин.

Источник