Меню

Регулировка тока подмагничивания в кассетных магнитофонах

Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»

Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

ПРИ НАСТРОЕННОМ КАНАЛЕ ВОСПР!

НАСТРОЙКА ТОКОВ ПОДМАГНИЧИВАНИЯ.

Из инструкций по ремонту:(буду придерживаться этой методы).
1. Подать на вход ЗС сигнал 400Гц(1000Гц?) напряжением 50мВ. (-20дБ, если 500мВ-это 0дБ-ТАК?)
2. Регуляторами уровня записи установить на лин.выходе 50мВ, ТАК?
3. Включить режим ЗАПИСЬ по обоим каналам
4. Подстроечниками на плате ГСП для левого и правого канала установить величину тока подмагничивания при котором выходное напряжение на частоте 400гЦ(1000гЦ) было в пределах 0-1дБ(ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ СР.ПОТОЛОЧНОЕ-Я ТАК ПОНИМАЮ? ИЛИ ВСЕ ТАКИ 500мВ?)
5. То же самое сделать на частоте 4000гЦ.ТАК?
6. Настройку производить для ск.9-19.
7. Затем снимаем АЧХ канала записи , подавая ряд частот от 22 до 22000гЦ, ТАК?

НАСТРОЙКА КАНАЛА ЗАПИСИ.
1. Подаем на вход ЗС сигнал 1000Гц , напряжением 500мВ, ТАК?
2. Включить режим записи по обоим каналам. регуляторы уровня записи в 0. ТАК?
3. Подстроечниками на плате УЗ установить напряжение линейного выхода 500мВ, ТАК? ИЛИ КАКОЕ ДРУГОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ НАДО УСТАНАВЛИВАТЬ?
Что соответствует рабочему уровню записи.
В инструкции по ремонту маг.Ростов-105, значение напряжения линейного выхода установить 310мВ(при это имеется в виду, что при воспроизведении ленты(КАКОЙ?), напряжение на линейном выходе 500мВ))

СРАЗУ РЯД ВОПРОСОВ:

1. по п.4-Ток подмагничивания: КАКОЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, КОГДА ПОДСТРОЕЧНИКАМИ НА ПЛАТЕ ГСП ИНДИКАТОРЫ ВЫВЕЛИ В 0?
2. по п.3-Настройка канала записи-СОБСТВЕННО ТАМ УЖЕ ЕСТЬ ВОПРОС.

Почему возникли эти вопросы:
И здесь на форуме и на других форумах и сайтах разные методы и разные величины настроечных значений приводятся, поэтому общей линии настройки я не мог увидеть.

Где то проскакивала информация(или рекомендация), что ГЗ можно отстроить по ЛИМ перепаяв на ГВ. Это можно применять?(Индуктивность-то разная)

Жду помидоров, ну и всего всего прочего.

Аватара пользователя

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

#4 Непрочитанное сообщение fireproof » 23 окт 2014, 20:53

Аватара пользователя

Re: Настройка канала записи. Ток подмагничивания и т.д

Из инструкций по ремонту:(буду придерживаться этой методы).
1. Подать на вход ЗС сигнал 400Гц(1000Гц?) напряжением 50мВ. (-20дБ, если 500мВ-это 0дБ-ТАК?)
— не так
Сначала выставляют по индикатору на 0дБ, а затем делителем делишь напряжение в 10 раз (не нужно привязываться к конкретному значению напряжения)

А для всего этого необходимо выполнить п.0 — откалибровать на 0дБ индикаторы при воспроизведении номинального сигнала по измерительной ленте (ну или записать такую ленту с генератора 400Гц по уровню 0дБ на настроенном другом аппарате)

2. Регуляторами уровня записи установить на лин.выходе 50мВ, ТАК?
— это совершенно не нужно (см п.1)

3. Включить режим ЗАПИСЬ по обоим каналам — это уж обязательно.

4. Подстроечниками на плате ГСП для левого и правого канала установить величину тока подмагничивания при котором выходное напряжение на частоте 400гЦ(1000гЦ) было в пределах 0-1дБ(ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ СР.ПОТОЛОЧНОЕ-Я ТАК ПОНИМАЮ? ИЛИ ВСЕ ТАКИ 500мВ?)
— этот неверно

5. То же самое сделать на частоте 4000гЦ.ТАК?
— это тоже неверно

Необходимо записывать сигнал по уровню -20дБ (см п.1) 400Гц и например 4-8 кГц добиваясь регулировкой тока подмагничивания РАВНОГО сигнала при воспроизведении

При этом необходимо учитывать, что вблизи верхних частот диапазона 12-20 кГц ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ регулировки производится в УЗ (там для этого специальные регулировочные элементы есть)

. И все это при условии что у тебя выполнен п. 00 — выстроена горизонтальная АЧХ в канале воспроизведения настройками в УВ

Т.е. пытаешься все это выстроить в линию (на -20дБ)

6. Настройку производить для ск.9-19. — это уж как хочешь

7. Затем снимаем АЧХ канала записи , подавая ряд частот от 22 до 22000гЦ, ТАК? — это все уже настраивается чередуя частоты или подавая их все сразу пачкой(пп.4-5)
По сути ты регулируешь СЧ и ВЧ (от 400 Гц и выше)
Частоты ниже 400 Гц — не настраиваются (обеспечиваются общими фиксированными настройками цепей коррекции в УВ и УЗ)
Здесь за тебя конструкторы аппаратов уже в свое время все обеспечили — скажи им спасибо!

Ниже 40Гц — проблематично воспроизведение на стандартных магнитных головках
Начинается сказываться ФИЗИЧЕСКОЕ ограничение (соотношение длины волны и ширины зазора магнитной головки)

НАСТРОЙКА КАНАЛА ЗАПИСИ.
1. Подаем на вход ЗС сигнал 1000Гц , напряжением 500мВ, ТАК?
2. Включить режим записи по обоим каналам. регуляторы уровня записи в 0. ТАК?
3. Подстроечниками на плате УЗ установить напряжение линейного выхода 500мВ, ТАК? ИЛИ КАКОЕ ДРУГОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ НАДО УСТАНАВЛИВАТЬ? — это не так

Читайте также:  Источником электрического тока в металлах являются

То, что ты пытаешься описать, это настройка индикации уровня записи.
Если есть сквозной канал — то операция калибруется еще в п.0

Если для записи — соответствующие регулировки ИНДИКАТОРА (уровень записи), когда на выходе сквозного канала у тебя сигнал с уровнем 0дБ на 400Гц.

Что соответствует рабочему уровню записи.
В инструкции по ремонту маг.Ростов-105, значение напряжения линейного выхода установить 310мВ(при это имеется в виду, что при воспроизведении ленты(КАКОЙ?), напряжение на линейном выходе 500мВ)) — это п.0
Лучше использовать более высокое напряжение на линейном выходе 775мВ (это снизит шумы в промежуточных трактах до входа усилителя мощности)

СРАЗУ РЯД ВОПРОСОВ:
1. по п.4-Ток подмагничивания: КАКОЕ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТЬСЯ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, КОГДА ПОДСТРОЕЧНИКАМИ НА ПЛАТЕ ГСП ИНДИКАТОРЫ ВЫВЕЛИ В 0? — не важно!
Это не измеряется.
Важно, чтобы АЧХ была плоской

Где то проскакивала информация(или рекомендация), что ГЗ можно отстроить по ЛИМ перепаяв на ГВ. Это можно применять?(Индуктивность-то разная) — так удобнее и ТОЧНЕЕ настроить головки по измерительной ленте (особенно в части выставления высоты головки)
Например в «СНЕЖЕТЬ 204» ГВ и ГЗ имеют абсолютно одинаковые разъемы (только 1-2 каналы в обратном порядке почему то)

При настройке АЧХ магнитофона используется 400 Гц (не затрагивается эта частота регулировками тока подмагничивания и ВЧ в УВ и УЗ)
Частота 1000 Гц используется как опорная при настройке каналов усилителей мощности, потому как эта частота не затрагивается регулировками ВЧ и НЧ усилителя.

Похоже скоро нужно будет создавать закрытый клуб тех, кто умеет настраивать ток подмагничивания.
(По образу клуба вольных каменщиков)

Источник

Тема: Ток подмагничивания кассетника.

Опции темы

Ток подмагничивания кассетника.

Буквально на предыдущей неделе купил совсем недорого кассетную деку Sony TC-FX5C. Когда-то давным давно именно такой аппарат был в нашей семье. Мне было лет 13 наверное. Потом магнитофон отцом был продан. Вот увидел в продаже такую модель и захотелось именно его.
Аппарат приехал в практически идеальном состоянии. Нормальные пассики. Не пиленая голова. В хорошем состоянии ролик. Ось капстана как влитая — люфтов нет. Хотя аппарату уже 34 года. Единственное, что было неисправно — контакты реле переключающие режим запись/воспроизв. и тип Dolby — B/C. Почистил контакты спиртом. Все проблемы враз прошли.
Решил его немного поднастроить. В частности, на тех кассетах, которые есть у меня в наличии (пока) при записи был сильный завал на верхах, и заниженный уровень при воспроизведении собственных записей. Сторонние записи по уровню были нормальные, поэтому канал воспроизведения решил не трогать.
Начал крутить регулировку тока подмагничивания до совпадения уровней 1kHz и 10kHz при -15dB. Нашлась такая точка. Честно говоря не смотрел — увеличивал ли я ток или уменьшал при этом. Но по науке для увеличения чувствительности ленты на высоких частотах ток нужно уменьшать. Значит я его уменьшил, раз высокие выросли.
Затем немного увеличил ток записи до совпадения уровней на выходе при записи и воспроизведении. Резисторы пришлось подкрутить на увеличение совсем немного.

После этого на слух появились искажения низких частот, похожие на ограничение по уровню (ограничение амплитуды). К сожалению проблему заметил уже позже и осциллографом не смотрел живой сигнал. Но синус видимых искажений при настройке не содержал (контролировал сигнал осциллографом).
Возврат настроек подмагничивания к заводским убирает проблему с низкими, но опять появляется завал на высоких.

Я в ступоре. В чем проблема? Ленту использовал старую. Sony HF и Goldstar (также Type I)
На обеих лентах одинаково.

Это из-за ленты такое дело или нет? На что обратить внимание? Или я неправильно настраивал ток? Может другие частоты/уровни использовать нужно при регулировке?

Re: Ток подмагничивания кассетника.

Там усилитель записи — «мама не горюй». Смотрю на IC302 и думаю, что это сигнал писать не может Может, конечно, CX10032 спец микруха, но не похоже. Наверное, просто ошибка в схеме. И питания мало. Может ещё какие контакты не чищенные остались?

Источник

Ручная подстройка подмагничивания в катушенике., Сделать самому.

Сложность для выведения резисторов на заднюю панель представляют два факта:

1. Надо как можно меньше потерять частоту подмагничивания из-за влияния емкости кабеля, соединяющего плату с переменным резистором. Как следствие при этом увеличится ток подмагничивания.
2. Надо не допкстить наводок подмагничивания на все остальные элементы.

Лично я решал эту задачу применением тонкого радиочастотного 50-Омного кабеля.в очень плотном чулке-экране. Емкость на полуметре была несколько десятков пФ и наводок извне не наблюдалось. Выводил два резистора для раздельной регулировки по каналам, так удобнее. Иногда ставят сдвоенный резистор, но смысла в этом кроме экономии я не вижу –регулироваться будет одновременно, да ещё и может неодинаково…

Читайте также:  Способы определения эдс источника тока

Экранировать надо каждый вывод резистора отдельно. Те для 2 резисторов 6 радиокабелей. В общий экран провода засовывать нельзя! Иначе при большой длине жгута сигнал ГСП с входного провода будет наводится на выходной.

После вынесения резисторов, потребуется небольшое увеличение частоты индуктивностью трансформатора или корректировкой задающей емкости.

Если делать регулировку тока подмагничивания не штатными регуляторами, а напряжением питания ГСП, то тогда достаточен будет простой экранированный провод. Регулировка в этм случае будет одновременная в обоих каналах. Но я считаю что это плохой метод. Напряжение ГСП должно быть стабилизировано.

Источник



Налаживание магнитофона

Дальнейшее налаживание электрической части магнитофона ведут в такой последовательности. В начале настраивают на выбранную частоту генератор тока стирания и подмагничивания, проверяют симметричность формы генерируемых им колебаний, затем устанавливают токи подмагничивания и стирания, регулируют уровень записи. В последнюю очередь регулируют частотную характеристику усилителя записи (он ограничен с одной стороны входным устройством, куда подключаются источники напряжения звуковой частоты, с другой — записывающей головкой) по току записи. При этих регулировках необходимо пользоваться чистой (предварительно хорошо размагниченной) лентой того типа, на работу с которой рассчитан магнитофон.

Частоту генератора тока стирания и подмагничивания выбирают так, чтобы она не менее чем в пять раз превышала самую высокую частоту рабочего диапазона. Для магнитофонов III и IV классов частота генератора может быть 50—60 кГц, а для магнитофонов более высокого класса — 60—80 кГц. При этом нужно учитывать, что чем выше частота генератора, тем больше должна быть его мощность. Применение стирающей головки с ферритовым сердечником позволяет несколько уменьшить мощность генератора.

Регулировку и проверку частоты генератора производят известными способами, например с помощью звукового генератора и осциллографа по фигурам Лиссажу. Отметим только, что контролировать частоту генератора надо но напряжению на резисторе сопротивлением 10—100 Ом, включенном последовательно с записывающей головкой (рис. 5).

Для нормальной работы магнитофона очень важна форма тока подмагничивания. Вырабатываемые генератором высокочастотные колебания могут быть и несинусоидальными (например иметь форму пилообразных или прямоугольных импульсов), но они обязательно должны быть симметричными, так как даже при небольшой асимметрии резко увеличивается уровень шума фонограммы. Поскольку асимметрия формы колебаний создается только четными гармониками основного колебания, высокочастотный генератор магнитофона всегда желательно выполнять по двухтактной схеме. Проверить симметричность формы колебаний генератора можно по осциллографу одновременно с проверкой частоты. Однако оценить несимметричность формы колебаний с помощью осциллографа довольно трудно (особенно, если она невелика), к тому же это требует немалого опыта. В любительских условиях для этой цели можно использовать пробник, схема которого приведена на рис. 6.

Подключив его к выводам головки Г31 (рис. 5), переводят переключатель В 1 из одного положения в другое и следят за показаниями прибора. Если они не изменяются — форма колебаний симметрична, в противном случае нужно произвести регулировку генератора известными способами. Измерительный прибор ИП 1 — микроамперметр на ток 100 мкА или авометр, включенный на такой же предел измерений.

Установка тока подмагничивания — одна из самых ответственных операций при регулировке магнитофона. От правильного выбора тока подмагничивания в большой степени зависит качество записей. Оптимальный ток подмагничивания для выбранной магнитной головки и ленты, на работу с которой расчитан магнитофон, всегда однозначен. Перед этим этапом налаживания следует отрегулировать положение магнитных головок по углу наклона рабочего зазора и по совпадению дорожек записи и воспроизведения. Это требование относится к магнитофонам с раздельными записывающей и воспроизводящей головками. Если же головка универсальная, то достаточно установить ее так, чтобы сердечник головки не выходил за край магнитной ленты. Положение рабочего зазора в этом случае не играет существенной роли, так как головка поочередно работает то в режиме записи, то в режиме воспроизведения.

И еще одно предварительное условие. Нужно проверить, работает ли цепочка предыскажений усилителя, записи и установить максимально возможный подъем частотной характеристики усилителя на высшей частоте рабочего диапазона. Если параметры записывающей головки известны (индуктивность, токи записи и подмагничивания и др.), то прежде всего нужно убедиться, обеспечивает ли высокочастотный генератор необходимый ток подмагничивания с запасом в 30—50%. Ток подмагничивания проверяют косвенным путем, измеряя падение напряжения на резисторе R1 сопротивлением 10 Ом, Включенном в цепь записывающей головки (рис. 5).

Если в цепи записывающей головки Г31 (рис. 7) имеется фильтр-пробка L1С2, то перед проверкой тока подмагничивания ее необходимо настроить на частоту генератора. Для этого к выходу усилителя записи (точки а и б) подключают ламповый милливольтметр, и, перестраивая фильтр, добиваются минимального напряжения высокой частоты на выходе усилителя. Если этого не сделать, то фильтр-пробка ЫС 2 исказит результаты измерений.

Читайте также:  Тренди тік ток 2021

В большинстве промышленных и любительских магнитофонов используют параллельную схему смешивания колебаний звуковой и высокой частоты (рис. 7). Ток высокочастотного подмагничивания регулируют либо подстроечным конденсатором, либо подстроечным резистором, включенным последовательно с конденсатором постоянной емкости. Установив регулирующий элемент в положение, при котором ток подмагничивания максимален, проверяют, обеспечивает ли высокочастотный генератор требуемый ток с необходимым запасом.

В популярной литературе обычно рекомендуется устанавливать ток подмагничивания по максимуму отдачи при записи колебаний частотой 1000 Гц. Этот способ, хотя и дает точные результаты, мало пригоден для радиолюбителей из-за того, что изменение тока подмагничивания этой частоты в довольно широких пределах почти не вызывает изменения уровня записанного сигнала, поэтому определение оптимального тока подмагничивания требует немалого опыта. Более просто устанавливать этот ток по максимуму отдачи при записи сигнала частотой 6300 Гц.

В магнитофоне с раздельными записывающей и воспроизводящей головками и, соответственно, раздельными усилителями записи и воспроизведения ток подмагничивания устанавливают в такой последовательности. К одному из входов усилителя записи подключают звуковой генератор, настроенный на частоту 6300 Гц, и устанавливают его выходное напряжение на 20 дБ (в 10 раз) меньше номинальной чувствительности этого входа. Ламповый милливольтметр подключают к линейному выходу усилителя воспроизведения. Магнитофон включают в режим записи, увеличивают ток подмагничивания в записывающей головке до получения максимального напряжения на выходе усилителя. Затем ток подмагничивания увеличивают до тех пор, пока уровень выходного сигнала не понизится на 3 дБ. Это и есть оптимальный ток подмагничивания. Измеряют его указанным выше способом по падению напряжения на резисторе в цепи записывающей головки.

В магнитофонах с универсальной магнитной головкой и универсальным усилителем оптимальный ток подмагничивания выбирают, производя пробные записи. Звуковой генератор как и прежде подключают к одному из входов магнитофона, настраивают на частоту 6300 Гц и устанавливают выходное напряжение на 20 дБ меньше номинальной чувствительности этого входа, а милливольтметр подключают параллельно резистору, включенному в разрыв цепи универсальной головки (рис. 7). Затем включают магнитофон и производят ряд записей, каждый раз увеличивая ток подмагничивания на 0,1 мА. Таких записей должно быть 10—15. После этого перематывают ленту назад, подключают милливольтметр к линейному выходу магнитофона и при воспроизведении находят тот участок записи, который обеспечивает наибольшее напряжение на линейном выходе. Может оказаться, что наибольшее напряжение получается при воспроизведении одного из крайних участков. Это означает, что требуемый ток подмагничивания еще не найден, и записи нужно повторить с другими величинами тока подмагничивания, пока не будет определен участок с ярко выраженным максимумом выходного напряжения. Затем производят еще несколько записей, но теперь уже только увеличивая ток подмагничивания по отношению к его значению при записи участка, обеспечивающего максимальное напряжение на линейном выходе. Воспроизводя эти записи, находят участок, который обеспечивает напряжение на линейном выходе на 3 дБ меньше максимального. Зная ток подмагничивания при записи этого участка, вновь подключают милливольтметр параллельно резистору в цепи универсальной головки и устанавливают оптимальный ток подмагничивания. Регуляторы громкости и уровня записи при установке оптимального тока подмагничивания могут находиться в любом положении (например, максимального усиления), важно лишь, чтобы при всех операциях их положения оставались неизменными.

Наиболее сложно в любительских условиях установить ток записи, соответствующий эффективному значению остаточного магнитного потока, который, согласно ГОСТ 12392—71 для отечественных магнитных лент, составляет 256 нВб /м.

Экспериментальные работы показали, что практически точно необходимую величину остаточного магнитного потока обеспечивает ток записи, при котором нелинейные искажения по 3-ей гармонике равны 3% (имеется в виду, что подмагничивание при этом оптимально). Оказывается, что нелинейные искажения, вносимые магнитной лентой при записи с высокочастотным подмагничиванием, определяются только нечетными гармониками, и при сравнительно малой величине искажений основную роль играет именно 3-я гармоника. Поэтому практически нелинейные искажения, вносимые лентой, оценивают по 3-ей гармонике. Если в распоряжении радиолюбителя имеется селективный микровольтметр, например типа В 6-4, то задача — довольно проста. Если же его нет, можно воспользоваться устройством, схема которого приведена на рис. 8.

Это устройство представляет собой трехкаскадный усилитель на транзисторах Т1—Т3, охваченный глубокой отрицательной обратной связью. В цепь обратной связи включен двойной Т-образный мост, настроенный на частоту 1200 Гц. На входе усилителя включен фильтр верхних частот R1R2C1C2, ограничивающий усиление на высших звуковых частотах и повышающий входное сопротивление усилителя. С этой же целью первый каскад выполнен по схеме эмиттерного повторителя. Еще один эмиттерный повторитель включен на выходе усилителя. Продолжение следует…

Источник