Меню

Обязателен счетчик тепловой энергии



Кто должен ставить приборы учета тепловой энергии. (мои мысли)

В тексте использованы цитаты из судебных актов.

Вот что говорит юридическая литература-

В части 5 говорится об обязанности владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющих приборов учета потребителей организовать коммерческий учет тепловой энергии. Согласно этой норме, в частности, проводится оснащение жилых домов общедомовыми приборами учета, принимаются государственные и муниципальные программы, направленные на реализацию данного требования. Кроме того, ч. 5 содержит норму, отсылающую нас к законодательству об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Порядок и сроки исполнения названной обязанности содержатся именно в нем.

Определение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2016 г. N 308-ЭС 16-3342 по делу N А 53-10310/2015 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

…утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» суды указали на предусмотренную законом обязанность компании как управляющей организации обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 марта 2015 г. N Ф 03-6257/14 по делу N А 73-8244/2014

. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении, владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктами 3, 4 Закона об энергосбережении установлена обязанность оснащения соответствующих объектов (нежилых помещений) приборами учета до 01.01.2011.

Суд кассационной инстанции считает, что нормы статьи 19 Закона о теплоснабжении в части организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета не могут толковаться и применяться вне связи с приведенными нормами статьи 13 Закона об энергосбережении.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2020 г. N Ф 10-1108/20 по делу N А 64-7015/2019

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что вопреки доводам ответчика законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»). Общество как управляющая организация в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 162 ЖК РФ) должно принимать меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС 16-3833).

Это еще одно подтверждение того, что приборы учета должны ставить потребители, а не поставщики.

Так, что суды разъяснили, кто должен ставить счетчики – это потребитель!

На этом я и строю свою позицию, что нам абсолютно все равно на претензии СТБР.

И вот еще в подтверждение моих выводов и слов.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2019 г. N Ф 06-53887/19 по делу N А 55-36116/2018

Законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункт 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ). Общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 162 ЖК РФ) должно принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Предусмотренная в пункте 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако, данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета и риска возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ее неисполнением, в том числе оплаты коммунальных ресурсов в размере, определяемом с использованием повышающих коэффициентов. Возложение названной обязанности на ресурсоснабжающую организацию неправомерно, поскольку в рассмотренном деле исполнителем соответствующей коммунальной услуги, а, следовательно, лицом, состоящим в правоотношениях с собственниками помещений в жилых многоквартирных домах, является управляющая организация.

Доводы заявителя кассационной жалобы являются несостоятельными.

Источник

Как жильцам установить общедомовой счетчик тепла: алгоритм действий

Коммунальные тарифы постоянно растут, и жители ищут легальные пути экономии. Основной платеж зимой — плата за обогрев квартиры. Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме позволяет существенно снизить платежи. Жильцам многоэтажек стоит разобраться, есть ли выгода от теплосчетчика, как организовать установку, обязательно ли его ставить и как будет начисляться плата за отопление.

Зачем нужен общедомовой прибор

Владельцы квартир уже привыкли к локальным счетчикам, которые монтируются в квартире или на лестничной площадке. Для учета тепловой энергии ставят общедомовые приборы учета тепловой энергии. Они устанавливаются на один подъезд или на весь дом.

Читайте также:  Щит учета для счетчика трансформаторного включения

На основании закона, учет тепловой энергии должен осуществляться в каждом многоквартирном доме. Основная задача, которая должна решаться с помощью счетчиков, по задумке законодателей — это рачительное и экономное отношение к потреблению тепловой энергии.

Но установка приборов связана со значительными материальными затратами, которые ложатся на плечи жильцов дома.

Эти приборы сами по себе не экономят тепло, они только считают расход. Экономии можно добиться, если жильцы будут соблюдать определенные правила. Они необходимы, чтобы сократить ненормативные потери, и зависят от состояния окон, их остекления, наличия или отсутствия дверей в подъезде, и их утепления.

Подъезды, чердаки и подвалы являются общедомовым имуществом, которое отапливается. И за их отопление приходится платить всем жильцам. Если постоянно держать открытым окно, то сложно будет сэкономить на оплате отопления.

Причем расплачиваться за это придется всем жителям подъезда. Так как стоимость будет регистрироваться общедомовым прибором учета, и распределяться на всех жителей. Установка счетчика тепла будет выгодна при условии:

  • Жители многоквартирного дома ответственно подходят к теплоизоляции своего строения. Если здание оборудовано теплосчетчиком, то оплата за отопление будет начислена за потребленную энергию, а не по региональным тарифам, где учитывают нормативные потери. А в каждом регионе они свои и зачастую превышают реальные в несколько раз;
  • Счетчики стимулируют жителей рационально относиться к сохранению тепла не только в квартире, но и подъезде. Все двери в холодное время года должны быть постоянно закрыты. Окна отремонтированы и остеклены. Когда люди понимают, что открытая дверь или разбитое окно отразится на сумме платежа, это будет лучшим стимулом для содержания подъезда в порядке;
  • Монтаж прибора учета тепла подтолкнет управляющие компании ответственно относиться к своим обязанностям. Жители потребуют содержать имущество в надлежащем порядке. Ведь они оплачивают эти услуги из своего кармана.

Законодательная основа

Монтаж устройств обязателен для всех многоквартирных домов. Что регулируется Федеральным Законом №261-ФЗ от 23.11.09 г. И поправками, вступившими в силу 10.08.18 года, «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Однако выполнение этого закона сопряжено с некоторыми особенностями:

  • Приобретение, монтаж и пуско-наладочные работы оплачивают жильцы дома. А после ввода в эксплуатацию оборудование становится домовым имуществом. Причем затраты на приобретение, проект и ввод в эксплуатацию составляют достаточно большие суммы;
  • Для поддержания оборудования в работоспособном состоянии необходимо регулярное техническое обслуживание. Оно тоже ложится на плечи жильцов. А при заключении с УК договора на обслуживание жильцам будут выставлены счета за ТО;
  • Закон не регламентирует выход оборудования из строя. Если показания счетчика будут завышены, жильцы ничего не смогут доказать. Им придется оплачивать тепло на основании показаний прибора;
  • Жильцы неприватизированных квартир могут не выплачивать стоимость общедомового счетчика на тепло. По закону все расходы должен нести собственник здания. Это может быть муниципальная власть или организация, в ведомстве которой находится собственность.

На каких объектах нужен счетчик, а где его устанавливать не надо

Закон определяет, что все собственники зданий, домов, квартир обязаны до 2011 года оборудовать строения общедомовыми счетчиками отопления. Что регламентируется статьей 13 раздел 4 ФЗ №261.

А раздел 3 обязывает оборудовать тепловыми приборами все государственные организации. Однако в разделе 1 статьи 13 указываются объекты, где установка счетчиков не требуется.

Это аварийные или ветхие здания, строения, подлежащие сносу. Не требуется монтировать теплосчетчики на домах с максимальным потреблением тепловой энергии, не превышающей две десятых гигакалории в час.

Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла

Согласно закону, все многоквартирные дома в обязательном порядке должны быть оборудованы общедомовыми теплосчетчиками. Исключения распространяются на дома, указанные в разделе 1 статьи 13. А также на строения, коммуникации которых требуют капитального ремонта или не позволяют установку счетчиков по другим причинам.

Во всех остальных случаях закон обязывает установку и монтаж оборудования. А вновь вводимое жилье не примут в эксплуатацию без смонтированного теплового счетчика.

Сколько стоит и кто оплачивает

Вопрос стоимости оборудования и сопутствующих услуг становится первостепенным. Так как по закону оплачивать оборудование, проектные, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию должны жильцы многоквартирного дома.

В результате общедомовой счетчик становится коллективной собственностью жильцов. Стоимость теплосчетчиков зависит от производителя и типа оборудования:

  • Недорогие устройства с небольшим сроком эксплуатации от 2 до 4 лет, стоимостью от 6 до 10 тысяч рублей. Это счетчики, у которых используется ротор в качестве исполнительного механизма;
  • Более надежные электронные приборы стоят от 15 до 100 тысяч рублей. Срок эксплуатации таких устройств составляет 10-15 лет.

Но это не основная цена, которую необходимо заплатить за установку.

Общие затраты складываются из следующих статей расхода:

  • Проектные работы. Куда входит разработка и согласование проекта. Ориентировочная стоимость составляет 50 тысяч руб.;
  • Тепловой счетчик. Обычно выбирают надежные приборы средней ценовой категории порядка 60 тысяч руб. Со сроком эксплуатации не менее 10 лет;
  • Дополнительное оборудование, расходомеры и датчики. Цена приборов составляет 40 тысяч руб.;
  • Монтаж оборудования и вспомогательные материалы. Принимается в расчет ремонт изношенных сетей. Стоимость работы составляет 90 тысяч руб.;
  • Наладка оборудования и ввод в эксплуатацию составляет 10 тысяч руб.

Затраты на установку и ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии составляет от 180 до 300 тысяч рублей. Это ориентировочная цена на работы. Она зависит от организации, которая будет выполнять монтаж, пуско-наладочные работы и сдачу в эксплуатацию.

Управляющая компания эти работы не выполняет, для них требуется специальное разрешение.

Можно ли не платить за установку счетчика

В некоторых случаях теплосчетчик можно установить бесплатно. Этот вариант возможен, когда у жильцов отсутствуют средства на оплату теплосчетчика.

Управляющая компания или ТСЖ заключают энергосервисный контракт. По нему энергосервисная компания за свой счет производит закупку и монтаж оборудования.

Смонтировав конструкцию и введя в эксплуатацию, теплосчетчик передается в лизинг. Плата за оборудование производится из расчета 80% от полученной экономии. Ее забирает энергосервисная компания, а 20% остается в собственности жильцов.

Читайте также:  Mail счетчик для wordpress

Например, дом оплачивал за тепло до установки счетчика 400 тысяч руб. После монтажа оплата уменьшилась до 350 тысяч. Экономия 50 тысяч руб. Энергосбытовая компания забирает 40 тысяч руб.

По договору лизинга она получает 300 тысяч. Таким образом, через (300/40=7,5) 7,5 месяцев оборудование будет передано жильцам дома. После передачи счетчика тепловой энергии жильцам вся экономия распределяется среди собственников квартир.

Кто устанавливает общедомовые счетчики тепла

Закон №261-ФЗ определяет ответственных за установку общедомового счетчика учета тепла. Эта обязанность возложена на жильцов многоквартирного дома. Они обязаны самостоятельно выбрать подрядную организацию, закупить оборудование.

Однако если многоквартирный дом не будет оснащен счетчиком тепла, то закон предполагает, что установку общедомового счетчика должна выполнять ресурсоснабжающая организация. Это определено письмом ФАС России №АГ/45584 от 80.12.2011г.

Порядок действия жильцов и УК при установке счетчиков

Владельцы дома должны начинать с общего собрания. Его, как правило, проводит управляющая компания. На нем принимается решение об установке оборудования.

Выбирают тип устройства и утверждают предварительный бюджет. После собрания подбирают подрядную организацию и заключают с ней договор на выполнение работ.

Совместно с управляющей организацией жильцы контролируют ход выполнения работ. При необходимости вносят корректировки. Участвуют в проведении тестовых испытаний. Присутствуют при сдаче объекта теплоснабжающей компании, которая опломбирует приборы, составляет акт ввода в эксплуатацию.

Только после принятия работы теплоснабжающей компании показания счетчика являются основанием для оплаты за тепло.

При этом не надо полагаться на управляющую компанию. Она может организовать общее собрание жильцов, разъяснить необходимость установки счетчика, оформить соответствующие документы. А в некоторых случаях помочь подобрать подрядную организацию.

Но выбор подрядчика, покупка оборудования, оформление договоров на монтаж и ПНР ложатся на плечи жильцов многоквартирного дома.

Какими бывают общедомовые счетчики

Промышленность выпускает несколько разновидностей приборов учета. Они различаются по производительности и принципам работы.

Механические

Тахометрический или механический счетчик регистрирует прохождение теплоносителя с помощью крыльчатки или ротора. Подсчет оборотов ротора производит вычислительный блок.

В состав входят датчики тепла и вычислительный блок. Это устройство, предназначенное для небольшого дома.

Механизм требователен к качеству теплоносителя. В сетях с некачественным теплоносителем, грязной и жесткой воде тахометрические счетчики не монтируют. При монтаже необходимо устанавливать магнитно-механический фильтр.

Ультразвуковые

Принцип измерения основан на прохождении ультразвука через поток воды. Приборы чувствительны к механическим включениям и пузырькам воздуха в теплоносителе.

При их присутствии в воде невозможно получить достоверные данные. Это дорогое и надежное устройство. Может долго работать при качественном теплоносителе.

Электромагнитные

Учет осуществляется на основании подсчета прохождения жидкости, обработанной магнитным полем в электромагнитном блоке. Где жидкость намагничивается, а в специальных модулях происходит подсчет теплоносителя.

Монтаж выполняют подготовленные специалисты. Требуют постоянного технического обслуживания. При грамотном обслуживании работает длительное время без ремонта.

К достоинствам относится высокая точность показаний. Если в теплоносителе присутствуют металлические примеси, то показания устройства будут нестабильны.

Вихревые

В конструкции применяется принцип подсчета завихрений. На пути теплоносителя размещается препятствие, которое создает завихрения. Их количество зависит от потока.

Конструкцию можно устанавливать как на горизонтальных, так и вертикальных участках системы. Перепады давления влияют на показания.

Для нормальной работы теплосчетчика монтируется фильтр механической очистки теплоносителя. Они не чувствительны к небольшим металлическим включениям.

Покупка и монтаж общедомового теплосчетчика

Перед общим собранием, где будет принято решение о типе счетчика, рекомендуется обратиться в организацию, которая занимается монтажом и техническим обслуживанием приборов учета тепловой энергии.

Инженеры подрядчика, по заданию жильцов произведут следующие работы:

  • Аудит системы отопления дома;
  • На основании данных аудита посоветуют тип прибора, который будет отвечать всем необходимым требованиям. При этом учитывают, что многие счетчики имеют блоки для дистанционной передачи данных. А срок эксплуатации должен быть не менее 10 лет;
  • Разработают проектную документацию, выполнят монтаж и введут в эксплуатацию счетчик;
  • После окончания гарантийного срока будут выполнять техническое обслуживание теплосчетчиков.

При обращении следует узнать, имеет ли предприятие разрешение на выполнение данного вида работ.

Расчет оплаты за внутриквартирное и общедомовое потребление теплоэнергии

Всех жителей волнует вопрос, как рассчитывается плата за отопление в многоквартирном доме. В квитанции на оплату это самая значительная сумма. Имеется несколько вариантов платы за потребленное тепло. Таких вариантов всего три.

Вариант №1: В доме есть общедомовой счетчик, в квартирах – индивидуальные счетчики тепла

Такая система учета применяется в новостройках. Поквартирное отопление в домах выполнено горизонтальной разводкой. Это позволило установить один индивидуальный счетчик на квартиру.

Жители производят оплату на основании показаний индивидуальных приборов. Однако в этом случае не учитываются расходы на тепло, потраченное на обогрев общего имущества — подъездов, чердаков и т.п.

Для оплаты общедомовой территории применяется следующая формула расчета. Берутся показания локальных приборов. Они суммируются и вычитаются из показаний общедомового счетчика. Разницу делят на всех жильцов пропорционально площади квартиры, занимаемой собственником.

Вариант№2: в доме есть общедомовой счетчик, в квартирах счетчиков нет

Расчет за отопление производится по алгоритму:

  • Берется площадь всех отапливаемых помещений. Сюда входят чердачные, подвальные помещения и подъезды. Показания счетчика, помноженные на тариф, делятся на общую площадь. Получаем стоимость одного квадратного метра;
  • Рассчитывается общедомовая доля для каждой квартиры;
  • Приплюсовывается общедомовая доля к площади квартиры;
  • Общая площадь умножается на цену обогрева одного квадратного метра.

Это и будет начислением за отопление для каждой квартиры.

Вариант №3: Счетчиков тепла нет

Этого варианта быть не должно. Однако далеко не все дома имеют общедомовые счетчики. И какая ситуация продлится еще несколько лет.

Оплата рассчитывается на основании площади квартиры. К этой площади приплюсовывается доля общедомовой отапливаемой площади.

Полученная величина умножается на тариф. В каждом регионе местные власти утверждают свой тариф. Они действуют на протяжении отопительного сезона или распределены равномерно на год.

Это позволяет уменьшить «зимние» платежи. По окончании отопительного сезона выполняется перерасчет на основании реальных температурных изменений.

По итогам перерасчета жильцы получают компенсацию (засчитывается переплата в счет будущих платежей) или доплачивают, получают новый счет за потребленное тепло.

Как добиться экономии после установки

Общедомовой прибор учета тепла сам по себе не может сэкономить потребление энергии. Он только показывает реальные данные за потребленную теплоэнергию.

Читайте также:  Индивид счетчик тепла инструкция

В домах, построенных 10-15 лет назад, можно сразу почувствовать разницу в платежах. С ветхими строениями и старыми домами возникают проблемы.

Для их ликвидации необходимо выполнить условия:

  • Дом необходимо проверить тепловизором. Он выявит все места, где происходят утечки тепла;
  • Выполняется дополнительное утепление здания. Например, надо отремонтировать входные двери и окна в подъезде и подвале;
  • Выполнить утепление чердачного помещения и ремонт слуховых окон;
  • Если возможно, устанавливают локальные счетчики тепла в каждой квартире. Обычно их устанавливают в новостройках перед сдачей дома в эксплуатацию. В старых домах с вертикальной разводкой сделать это достаточно затратно;
  • В каждой квартире установить энергосберегающие окна;
  • Выполнить ремонт системы отопления. Заменить или промыть стояки и батареи в каждой квартире.

При этом каждый жилец дома обязан ответственно относиться к сохранению тепла. Только при этих условиях, расходы на отопление можно существенно снизить.

В старых и ветхих домах, где не выполнены рекомендации по утеплению, можно получить обратный результат. После установки общедомового счетчика тепла в платежках можно увидеть не экономию, а увеличенные суммы.

Источник

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.

Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования – единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

Источник