Меню

Нужны ли мне счетчики тепла



Нужно ли вам ставить счетчики тепла в своей квартире

Конституционный суд разрешил россиянам платить за отопление по индивидуальным счетчикам, даже когда соседи оплачивают по показаниям общедомовых приборов или по нормативам. ТАСС — о том, почему это важно и как поставить счетчики в квартире.

С чего все началось?

Суд рассматривал заявление от жителя Подмосковья Сергея Деминца.

В новостройке, где живет мужчина, изначально установили коллективные счетчики тепла, а в квартирах — индивидуальные. Все собственники платили за отопление по своим счетчикам. Но вскоре некоторые жильцы их демонтировали, а управляющая компания стала выставлять счета по показаниям коллективных приборов. Заявитель заметил, что так его расходы на отопление выросли, отправился в суд и создал прецедент.

Кстати, собственники в разных городах пытались отстаивать свои права на экономию по «коммуналке» в судах разного уровня. Деминец стал первым, у кого все получилось. И это правило теперь распространится на всех россиян. Если раньше собственники не могли платить за потребление по частным счетчикам, когда соседи платят иначе, то это перестало быть помехой.

А точно ли выгодно платить по счетчикам тепла?

Да, но есть нюансы.

Установить индивидуальные счетчики в хрущевках, панельных домах — дорого. В старом фонде чаще всего применяется вертикальная разводка отопления. А это значит, что нужно ставить один прибор на каждую батарею.

«Если счетчик на воду стоит всего 1–2 тыс. рублей, то один счетчик тепла вместе с установкой обойдется в 10 тыс., — говорит Михаил Лунев, гендиректор ООО «Управляющая Компания Управдом-Сервис №1″. — Есть обычная двухкомнатная квартира. В нее нужно поставить четыре счетчика: в каждую комнату, на кухню и в ванную. Такие приборы будут долго окупаться».

Однозначно выгодно, по его словам, платить по счетчикам нерасточительным хозяевам, тем, кто часто уезжает в командировки, или жителям теплых регионов. Смысл в том, что отопление в квартире можно выключать или ставить на минимум. При рачительном потреблении можно платить вдвое меньше, чем по нормативам.

Хочу поставить счетчики в квартире. Как это сделать?

Нельзя обойтись без управляющей компании (УК). Просто купить и поставить приборы не имеет смысла.

Во-первых, управляющая компания должна зарегистрировать ваши приборы учета тепла. Во-вторых, нужно написать заявление, чтобы вам считали все по индивидуальным приборам, а не как прежде.

Еще я слышал про метеосчетчики. Что это такое?

Их еще называют метеоавтоматика или погодные термостаты.

Это работает так: вы ставите специальные датчики на приборы отопления. Эти датчики, скажем, подключены к Wi-Fi и следят за погодой на улице. Решений много — они могут определять температуру за окном не с помощью Wi-Fi, а через девайсы на внешних стенах дома.

Смысл их работы: они включают, выключают и регулируют отопление в квартире исходя из погоды. Утром, когда вы уходите, батареи отопления работают. Днем, когда становится тепло, выключаются. Вечером, при похолодании, снова включаются.

Метеоавтоматика — недешевая, стоят термоголовки примерно 50–70 евро, часто их предлагают в комплектах вроде «умный дом». Они будут экономить потребление, но и срок окупаемости может составить несколько лет.

Анастасия Степанова

Источник

А нужен ли счётчик на тепло?

Если платить оказалось больше, чем по нормативу.

В прошлом номере мы подробно рассказали, как проверить правильность так называемой 13-й квитанции — ежегодной корректировки или перерасчёта платы за тепловую энергию в домах с приборами учёта. Сегодня на основе этих расчётов попробуем дать некоторые рекомендации.

Так нужен счётчик?

В течение 17 лет я писал, что однозначно да — кроме отдельных типов домов, о которых ниже. Сегодня впервые засомневался.

Мы со специалистами АО «ОмскРТС» сделали простую вещь: к таблице, которую мы видим в квитанциях за январь (это касается только АО «ОмскРТС» — оказалось, что многие поставщики тепла даже таблицу не удосужились показать), добавили внизу ещё одну строку — как бы складывался расчёт, если бы, как в мультфильме, общедомовой счётчик вдруг исчез и расчёт шёл по нормативу.

Взяли для расчётов 4-комнатные квартиры в двух домах: кирпичном сталинском, ул. Ленина, 8 (мою квартиру) и панельном 9-этажном, ул. Волочаевская, 13е (это второй дом от метромоста, где квартира одного руководителя, который тоже возмущается).

Не будем приводить помесячную раскладку — только итог.

Иными словами, если бы жильцы вообще не ставили общедомовой счётчик, то, как ни странно, в панельном доме (где вроде бы стены пропускают больше тепла) разница всё равно была бы значительной и не в пользу жильцов — на счётчике даже в этом аномальном году наш чиновник сэкономил почти шесть тысяч рублей.

А вот я в кирпичном доме ничего не выиграл. Да, формально разница имеется — за счёт наличия общедомового счётчика я выиграл 2900 рублей. Но не нужно забывать, что, во-первых, я каждый месяц плачу за обслуживание этого самого узла учёта в составе тарифа за содержание жилого помещения 0,52 копейки с метра, плюс поверка и модернизация за счёт средств текущего ремонта дома. Так что то на то и выходит.

Так у нас счётчик уже стоит. А тем, у кого не стоит, придётся добавить сюда примерно 230 тысяч рублей на сам узел учёта с необходимым оборудованием. Получается, люди потратят эти 230 тысяч рублей, а платить за тепло будут примерно столько же.

Вот в чём первый реальный обман государства. Поняв, что люди начали экономить на приборах учёта, нормативы недавно пересчитали, причём не по факту, а по формуле, и теперь ещё вопрос: а выгодно ли ставить общедомовой прибор учёта?

Причём какой-то умник в Минстрое РФ решил, что дома сдачи с 2000 года имеют гораздо лучшую теплозащиту, чем более старшие дома. Иными словами, мне говорят, что наш дом 1935 года постройки холоднее, чем современные на металлической основе, где половину цемента украли начальники, а вторую — гастарбайтеры-каменщики. Но по нормативам у меня потребление больше, чем в таком же новом доме.

Читайте также:  Можно ли заменить электрического счетчика самостоятельно

Кому интересно — найдите на сайте РЭК Омской области приказ от 20.07.2017 года № 59/27, там приложения для Омска (№ 1) и для всех районов. Мы публикуем этот приказ на сайте газеты. Вот у меня норматив 0,031 Гкал на квадратный метр в месяц, а если бы дом был 2000 года и моложе — на мою квартиру уже почти в два раза меньше — 0,0165 Гкал на квадратный метр. Это как?

Потому на домах до 1999 года постройки прибор учёта ещё выгоден (если только это не дом башенного типа — где всё продувается со всех сторон, и не дом с транзитной трубой на другой дом — там просто технически трудно организовать расчёт по прибору). А вот на новые дома, где норматив меньше, там для меня сегодня установка прибора учёта — вопрос. Стоит ли игра свеч?

Прямо скажу: к сожалению, в Минстрое РФ ни одного специалиста — жилищника или коммунальщика — нет. После нескольких лет общения могу это утверждать однозначно. Это трагедия отрасли, но такой уж сегодня уровень чиновников. Отсюда и такие нормативы, постановления, приказы.

А область что?

Второй после холода причиной больших корректировок оплаты в пользу поставщиков является отсутствие позиции областной власти по порядку расчёта за тепло. Целое правительство Омской области, больше миллиарда на содержание чиновников в год, и пока ни одного человека не нашлось подписать бумажку и решить простейший вопрос — вернуться к расчёту за тепло по факту, как было при Полежаеве и Назарове.

Напомню кратко суть вопроса. При отсутствии прибора учёта всё просто — каждый месяц по нормативу. Здесь все вопросы к Москве.

А вот если прибор стоит — есть две схемы расчёта: по факту показаний прибора учёта и по среднемесячному прошлого года.

В разные годы в Омской области было по-разному (при Полежаеве считали всем по факту, при Назарове считали наиболее правильно, чтобы жильцы решали: кто представил протокол собрания — по факту, остальным — по среднему). Теперь считают всем по среднему, что и позволяет мухлевать с расчётами, так как проверить очень сложно.

Согласно пункту 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода (1/9) либо равномерно в течение календарного года (1/12). Органам государственной власти субъектов Российской Федерации дано право принимать в отношении всех или отдельных муниципальных образований решение о выборе (изменении) способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (не чаще одного раза в год).

В постановлении правовой пробел: указано, что при расчёте в течение отопительного сезона (1/9) при наличии счётчика положено считать по факту, а вот при расчёте круглогодично (1/12) — вообще ничего не указано.

На территории Омской области продолжает действовать способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года (по 1/12). Соответственно, на месте нужно решать, что делать в домах с приборами учёта.

Дальше проще привести выдержки из текста письма, которое мы с начальником ГЖИ Омской области Александром Бурых направили на имя губернатора Буркова, и ждём встречи или ответа.

«До 2009 года установка приборов учёта проводилась добровольно (количество таких домов было незначительно, а экономия почти в два раза против норматива), с 2012 года — принудительно в соответствии с Законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении».

ТГК-11 (предшественник АО «ОмскРТС») и все мелкие поставщики (далее — ТГК) считали по фактическим помесячным показаниям, то есть пять месяцев летом жильцы платили только за горячую воду. Было выгодно устанавливать прибор учёта и платить по факту потребления.

Расчёт по факту выгоден потребителям, но невыгоден поставщикам услуг. Расчёт по 1/12 (как сейчас), наоборот, выгоден поставщикам, но невыгоден жильцам. Потому был найден компромиссный вариант.

В январе 2015 года состоялся личный приём у губернатора В. И. Назарова, к которому с участием руководства ТГК был подготовлен комплект документов о том, что при наличии протокола общего собрания желающие дома вновь переходят на расчёт по факту.

По состоянию на 1 июля 2017 года таких домов только по АО «ОмскРТС» было 148, а всего более 180, и это количество продолжало постепенно увеличиваться (по аналогии со спецсчетами капремонта — это вопрос инициативы собственников).

Вместе с тем значительное количество домов решили остаться на прежней схеме расчёта по причине сложности для пенсионеров в зимний период оплачивать единовременно значительные суммы.

Расчёт по 1/12 прошлого года невыгоден для потребителя по четырём основным причинам:

— в период с мая по сентябрь потребитель авансирует поставщика услуг в условиях инфляции (хотя по ст. 155 ЖК РФ оплачивать положено по факту в следующем месяце);

— проверка правильности расчёта затруднена или вовсе невозможна, так как это можно сделать только в январе будущего года, и нужно иметь помесячные расчёты за все 12 месяцев (а если человек, например, въехал в дом в марте, то полных данных у него нет), положительная разница остаётся у поставщика тепла;

— если поставщик тепла обанкротится, что уже не раз имело место в районах области, перерасчёта просто не будет.

Кроме того, при расчёте по 1/12 есть принципиальный спорный момент: при неработоспособности прибора учёта больше месяца (что происходит часто по причине перебоев в электроснабжении) перерасчёт за год не проводится вообще, чего не может быть изначально при расчёте по факту.

13 марта 2017 года на рабочем совещании в Минстрое России омский опыт расчёта по факту показаний приборов учёта отопления одобрен заместителем министра ЖКХ России А. В. Чибисом.

Однако осенью 2017 года работниками ГЖИ были оштрафованы по 100 тысяч рублей АО «ОмскРТС» и котельная ПО «Иртыш» за расчёт по факту.

Прежний губернатор Виктор Назаров дал команду немедленно исправить ситуацию: в перечне поручений по вопросам в сфере ЖКХ от 30.08.2017 ИСХ-17/ГБ-1188/01 самым первым пунктом указано: «1. Государственной жилищной инспекции Омской области обеспечить право потребителей рассчитываться за тепловую энергию по фактическим показаниям общедомового прибора учёта при наличии решения общего собрания собственников и соглашения с поставщиком тепловой энергии», но поручение не было исполнено.

Читайте также:  Samsung scx 4824fn сброс счетчика

Данное обстоятельство привело к тому, что поставщики с 01 января 2018 года отказались про-длевать договоры о расчёте за тепло по факту.

С 2018 года требование о расчёте по среднемесячным показаниям, минуя приборы учёта, было распространено и на жилые дома, из-за чего массовый характер приобрели обращения жителей, глав поселений и глав районов области.

Объяснить человеку, законопослушно купившему прибор учёта, что его показания фактически не учитываются, и летом он платит за несуществующее отопление, просто невозможно, особенно, когда хозяин соседнего дома, отапливаемого газом или электроэнергией, платит по прибору учёта и только в отопительный сезон.

Предлагаем собрать совещание на определённом губернатором Омской области уровне и решить вопрос о возобновлении схемы с определением порядка расчётов за тепло общим собранием — по показаниям прибора учёта, а где собрание не проведено — оставаться на среднемесячной схеме (тем более что весь набор документов имеется и отработан за 2015 — 2017 годы)».

Ждём ответа или решения.

Индивидуальные приборы учёта

Как мы уже писали, с 2019 года коренным образом меняется расчёт за отопление в домах, где есть хотя бы один квартирный прибор учёта тепловой энергии. В этих домах появится дополнительная строка — ОДН на теплоснабжение (напомню, это тепло для обогрева лестничных площадок, подвала и т. д.).

Там длинные формулы, но суть, если кратко, следующая: у кого прибор учёта — платит по прибору плюс ОДН, рассчитанную по формуле. А остальное тепло делится на все квартиры без счётчиков.

Как будет на самом деле — не скажет никто, так как мы не знаем ещё, насколько реальные новые формулы Минстроя РФ по расчёту ОДН. Может быть, эти люди с квартирными счётчиками ещё будут жалеть, так как ОДН перекроет всю экономию. А, может быть, и наоборот, — вся нагрузка за подъезды ляжет на тех, у кого приборов учёта нет.

Но главное, применительно к теме нашего материала, иное — теперь в январе 2020 года проверить что-либо вообще будет реально невозможно. Так как один человек поставил квартирный счётчик в марте, а другой, например, напротив, сломал его с мая и так далее. Один месяц расчёт по факту проверить ещё можно, так как мы знаем у кого и сколько в этом месяце показания по квартирным приборам учёта, а за 12 месяцев по среднемесячному — попробуй посчитай!

Если не перейти на «факт» — обман будет продолжаться в ещё больших размерах.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ от 20 июня 2016 года N 59/27 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОМСКА И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ можно посмотреть здесь.

Источник

Обязательна ли установка прибора учета тепла на частный дом?

Добрый день. Построил частный жилой дом, для проживания 1 семьи. Проектная организация посчитала тепловую нагрузку по отоплению от центрального водяного теплоснабжения- рядом с домом теплотрасса.

Тепловая нагрузка по отоплению 0.011 гКалл/час.

Снабжающая теплом организация требует поставить прибор учета отопления. Я им возражаю, говорю, что согласно ст.13 пункт 1 ФЗ 261 имею право прибор учета не ставить, а они не вправе от меня требовать его установки, так как нагрузка на дом меньше (и намного) 0.2 гкалл/час. На мои возражения они пугают отказом в заключении договора на подачу теплоносителя.

Правомерны ли их требования ко мне в установке теплосчетчика (прибора учета тепла)?

Ответы юристов ( 4 )

Здравствуйте. Ничего Вы ставить не обязаны. Вернее не так. Ставить обязаны в целях учёта ресурса, но вот наказания за это нет и уж тем более это не является отказом для заключения договора.

Проектная организация посчитала тепловую нагрузку по отоплению от центрального водяного теплоснабжения- рядом с домом теплотрасса.
Евгений

Если Вы выполнили всё по проекту, замечаний нет, то и повода для отказа нет. Требуйте от РСО письменного указания на установку прибора тепла и далее можно или в прокуратуру или в суд обратится.

Вдобавок укажите, что согласно ФЗ О теплоснабжении:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

Статья 14. Подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
1. Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2. Указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также — договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
3. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику,в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения,не допускается. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Договор теплоснабжения
5. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

И пригрозите обращением в ФАС и прокуратуру. Часто действует отрезвляюще.

Читайте также:  Счетчики газа электронные как снимать показания

Но отказ в подключении или указание на обязательность установку ИПУ тепла в письменном виде берите обязательно.

Спасибо за оперативный ответ. Правильно ли я Вас понял, что когда мы получим технические условия на подключение и там будет указана обязанность установки теплосчетчика- имею полное право возразить со ссылкой на закон? и дальше уже ругаться с ними.

Спасибо за оперативный ответ. Правильно ли я Вас понял, что когда мы получим технические условия на подключение и там будет указана обязанность установки теплосчетчика- имею полное право возразить со ссылкой на закон?
Евгений

А Вы еще не получили ТУ?

Если будет такое условие, то безусловно ссылайтесь на ст. 13 и ФЗ О Теплоснабжении подавайте жалобу в УФАС.

Но проще объяснить, что Вы тоже не просто так утверждаете и готовы идти до конца. РСО не любят когда на них давят, а ситуация не 100% в их пользу. Может и не будут включать такое условий.

Я сегодня принес им предварительный проект с рассчитанной тепловой нагрузкой на дом и схемой подключения. Сразу возник вопрос у них- где прибор учета. Сказал им- что по нагрузке не обязан его ставить. В ответ на это услышал- мы дадим вам ТУ, там будет прибор учета обязательный к установке. Не поставите- не дадим договор. Начали тут же листать закон, но отсылали к пункту 7 этой же статьи. Я возразил им, что если в пункте 1 ст.13 фз261 указано что если нагрузка меньше 02.гккал/час (а у меня меньше)- то дальше не читаем..Комментариев в ответ не услышал.

Я сегодня принес им предварительный проект с рассчитанной тепловой нагрузкой на дом и схемой подключения. Сразу возник вопрос у них- где прибор учета. Сказал им- что по нагрузке не обязан его ставить. В ответ на это услышал- мы дадим вам ТУ, там будет прибор учета обязательный к установке. Не поставите- не дадим договор. Начали тут же листать закон, но отсылали к пункту 7 этой же статьи. Я возразил им, что если в пункте 1 ст.13 фз261 указано что если нагрузка меньше 02.гккал/час (а у меня меньше)- то дальше не читаем… Комментариев в ответ не услышал.
Евгений

Правильно сделали. Пусть дают ТУ, а дальше, если будет там такой пункт об ИПУ, то жалоба в УФАС, либо иск в суд, что бывает эффективнее, но правда дольше. Хотя и УФАС по практике неплохо работает.

Главное то, что Ваши доводы верны, а РСО просто хочет дополнительно получить возможность учёта тепла за Ваш счёт. Но пока не будет ТУ с обязательством установить ИПУ, то это слова. Вот будет ТУ, тогда уже смотрите или в суд или РСО не включит ИПУ в ТУ.

На мои возражения они пугают отказом в заключении договора на подачу теплоносителя.
Евгений

Пусть вам дадут письменный отказ, в заключении договора на подачу тепла, а вы на основании данного отказа обратитесь в суд, и в судебном порядке, обяжите

заключить с вами договор.

имею полное право возразить со ссылкой на закон? и дальше уже ругаться с ними…
Евгений

вам обязаны отказать и сослаться на нормативный акт, если в отказе не будет ссылки на закон, которым обязывает вас установить прибор учета, то отказ

в заключении договора будет незаконен.

Снабжающая теплом организация требует поставить прибор учета отопления. Я им возражаю, говорю, что согласно ст.13 пункт 1 ФЗ 261 имею право прибор учета не ставить, а они не вправе от меня требовать его установки, так как нагрузка на дом меньше (и намного) 0.2 гкалл/час. На мои возражения они пугают отказом в заключении договора на подачу теплоносителя.
Евгений

Все верно, если менее 0,2 Гкалл/час, то устанавливать не обязаны:

Статья 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

Источник