Меню

Как платить за общедомовой счетчик если есть индивидуальный



Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

caifas / Depositphotos.com

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Читайте также:  Шкаф для защиты газового счетчика

В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

Читайте также:  Трехфазный счетчик 50а двухтарифный

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Источник

Содержание общего имущества: платим только за себя?

Что входит в общие нужды дома

Кто должен платить за СОИ

Расходы на содержание общего имущества — на собственниках квартир и нежилых помещений, например офисов или магазинов, расположенных в доме.. В платежке они вынесена в отдельные строки.

Как рассчитывается СОИ

Расчет СОИ зависит от нескольких факторов:

  1. установлен ли общедомовой счетчик,
  2. установлены ли счетчики в квартирах.

То есть на вопрос: «Сколько воды, электричества или тепла дом потребил на общие нужды в этом месяце?» — ответ находят двумя способами: высчитывают объем по нормативу или по показаниям счетчиков.

Оплата СОИ со счетчиками

Если в доме установлены счетчики, то СОИ — это разница между показаниями одного коллективного счетчика и всех индивидуальных счетчиков.

Например, общедомовой счетчик зафиксировал потребление за месяц 3 000 м³ воды. Это количество воды, которое было потреблено всем домом: как жильцами в своих квартирах, так и на содержание общего имущества.

Расход воды по индивидуальным счетчикам в сумме составил 2 880 м³.

3 000 м³ – 2 880 м³ = 120 м³. Это количество воды, потребленное на обслуживание общих территорий дома: влажную уборку подъезда, летом на полив клумб, а зимой, например, на заливку катка во дворе.

Если в доме счетчики стоят не во всех квартирах, тогда СОИ считается так: суммируются показания индивидуальных счетчиков и нормативных потреблений квартир без счетчиков. Этот объем вычитают из показания общедомового счетчика. Полученная разница — объем СОИ.

Читайте также:  Счетчик меркурий 230 драгметаллы

Как СОИ распределяется по собственникам?

Формула такая: объем СОИ разделить на общую площадь всего дома и умножить на площадь каждой квартиры. Итоговая цифра умножается на тариф, утвержденный в регионе.

Оплата СОИ без общедомового счетчика

Если в доме нет общедомового счетчика, платежи за СОИ начисляются по нормативу, утвержденному местными властями. Норматив устанавливают на 1 квадратный метр мест общего пользования: лестничных площадок, чердаков, подвалов и т. д.

Формула СОИ здесь такая: норматив умножить на площадь мест общего пользования и разделить на собственников пропорционально площади их квартир, то есть чем больше квартира, тем больше этот платеж.

Источник

Если стоят индивидуальные счетчики, почему нужно платить за отопление по общедомовому?

По результатам проведения внеплановой проверки за соблюдением лицензионных требований Гос. Жилищная инспекция СПб выдала распоряжение управляющей компании моего дома о том, что необходимо принять меры по устранению нарушения. По документу нарушение- п.54 (фом. 18., прил.2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям и пр. от 06,05,2011 №354. Это пункт, касающийся начисления платы за отопление. И в итоге- нам единовременно начислили 4500 руб. за отопление за предыдущие 2 года с момента сдачи дома в эксплуатацию (дом новый). До этого начисления мы платили по поквартирным индивидуальным счетчикам по факту потребления тепла. В последующие после принятия распоряжения месяцы оплата начислялась по общей площади квартиры , а не по индивидуальным счетчикам , вне зависимости от фактического потребления . На радиаторах стоят регуляторы.

Вопрос- насколько законно требование управляющей компании оплатить отопление «постфактум», если уже я оплачивала все счета в срок и за фактическое потребление по счетчикам. Если стоят индивидуальные счетчики. почему я плачу за отопление по общедомовому в зависимости от площади квартиры?

Ответы юристов ( 1 )

Видимо в Вашем доме не все квартиры оборудованы счетчиками тепла. В этом случае, действительно показания индивидуальных счетчиков тепла не используются в расчетах в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (п.54).

Вот если бы все помещения были оборудованы индивидуальными счетчиками, то применялась бы формула 18(1) или 18(3), а не (18):

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения N 2 к настоящим Правилам.

С Уважением, Олег Рябинин.

У нас все квартиры оборудованы счетчиками отопления. Дом новый. Счетчики ставил застройщик по проекту.

Не понимаю, почему мы 2 года платили по счетчикам, а теперь должны оплачивать перерасчет. Почему новые правила расчета действуют не с момента вынесения постановления?

Источник